Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Kingdom

Jo Nesbø

  • Аватар пользователя
    Аноним8 декабря 2021 г.

    Брат

    Мы против всех и каждого

    Не хотелось бы пересказывать сюжет о том кто кому кем приходится и что вообще произошло. Это, по-моему, в лучшем виде (самом кратком) описано в книге. Да, кратко. Ничего и не прибавишь, а если сократить, что уже теряется суть. Семья и повторение прошло. Вот две линии, на которых построен сюжет.

    Никто не поможет в случае чего – ни друзья, ни соседи, ни государство. Только семья. Может именно такая установка и была неправильной. Зачем быть осторожнее, если знаешь, что любые ошибки можно решить, переждав неприятности за спинами родственников. Тем более, что уже не раз это было. И будет еще столько раз, сколько потребуется.


    Мы не меняемся. Принимаем всё те же решения и совершаем те же ошибки.

    Почему два брата здесь принимают те же решения и совершают те же самые ошибки? Просто такие решения срабатывают и эти ошибки можно решить теми же способами, как в прошлый раз. Всё движется по кругу. Был момент, когда мне казалось, что это сказка про белого бычка на современный лад – про насилие, инцест, гомосексуализм, семейное насилие и упадок.

    Благодаря холодному, саркастическому и почти бесстрастному, как у игрока в покер, взгляду старшего брата Роя Опгарда, погружаемся в историю, то возвращаемся в детство, то в наши дни, потом снова в юношеские годы. Так постепенно проступают пара скелетов в шкафу. Но брат относится к этому жизненно, без истерик – «делай то, что должен» каждый раз повторяет он себе. Понемногу фокус смещается и мы видим другого брата, который выглядит как жертва. Поэтому читатель в лице старшего брата прощает Карлу его проступки.

    Старший брат олицетворяет честность, силу духа. Он по-настоящему любит свою ферму, или «королевство», как ее называет отец. А младший как поток вечно стремящихся избавиться от деревенской неотёсанности молодых людей. Он совершает дерзкие поступки, покоряет мировые столицы, но не может принять ответственность. Он смелый, но не настолько чтобы перестать прятаться в тени своего брата. Эффект родства в романе одновременно и спасительный и сдерживающий. Если бы рядом не было брата, как бы сложилась судьба другого? И здесь я говорю об обоих. Если бы не Рой что было бы с Карлом. Если бы не Карл, как жил бы Рой.

    Если моё знакомство с автором через Харри Холле остановилось, то только потому, что в «Нетопырь» я не увидела ничего необычного. Зато в этом романе, который отошел от детективного «многосерийника», видна самобытность скандинавской литературы. Я вижу здесь те же семьи, ту же глухомань и те же социальные проблемы, которые были уже прочитаны у других современных авторов Норвегии, Швеции, Финляндии. Но все равно, чёрт побери, это каждый раз звучит по-своему. Интересно и кажется неисследованным.

    63
    1,3K