Рецензия на книгу
Доктор Глас
Яльмар Сёдерберг
Аноним12 февраля 2013 г.Живет себе на свете врач, который считает, что
« мораль – это знаменитая меловая черта вокруг курицы: она связывает того, кто в неё верит, …это - предмет домашнего обихода, а не божество», а профессиональный долг – это только
«ширма, позволяющая не делать того, что должно делать», за которой легко скрыть равнодушие и усталость. Врач, который считает, что в его устах основной принцип медицинской этики – уважение к человеческой жизни – всего лишь подлое лицемерие. Их так много, этих жизней, и никто серьезно их в расчет не принимает. Ни врачи, ни парламенты, ни правительства. Разве только чудаки-филантропы? Но, когда к нему приходят за помощью женщины, попавшие в затруднительное положение, умоляя сделать аборт он делается непреклонен, выставляя напоказ свой врачебный долг, в который не верит, и свое уважение к человеческой жизни даже в зародыше, которого не испытывает. Зачем
«ставить на карту все – положение, репутацию, будущее ради того лишь, чтобы выручать чужих и безразличных вам людей».Он делает все, как положено, хотя в душе оправдывает и аборты, и эвтаназию.
Глас разочарован в своей профессии, никакой личной жизни у него нет, в свои тридцать три года он так и не познал женщины, у него нет друзей. Одиночество гнетет его. Только дневник - занятие, помогающее заполнить душевную пустоту и забыть об одиночестве. Но и оно не уменьшает чувства неполноценности и массы комплексов, порожденных одиночеством. Он не только исповедует двойную мораль, он непостоянен в своих желаниях, не может понять себя и сделать выбор
"Хотеть - значит уметь выбрать. О, почему так трудно выбрать! Уметь выбрать - значит уметь отказаться. О, почему так трудно отказаться!» «Все хотим мы иметь, всем хотим мы быть. Мы хотим себе высшего счастья и глубочайшего страдания. Мы хотим пафоса действия и покоя созерцания. Мы хотим и тишины пустыни и криков на форуме. В одно и то же время мы хотим быть мыслью одиночки и гласом народа; мы хотим быть мелодией и аккордом. В одно и то же время! Разве это возможно!»И вот эта раздвоенность, желание одновременно «прокатиться в карете и на яхте», желание забыть все моральные ценности, принципы ради настоящего Дела, в сочетании с комплексом неполноценности явились прекрасной средой для появления намеренного осмысленного стремления навредить, уничтожить, затравить кого-либо. Пастор Грегориус — один из тех людей, которые особенно ненавистны доктору Гласу. И Дело находится. Используя свое преимущество в силе – знания врача – он сначала запугивает пастора, манипулирует им, а затем идет совершенно сознательно на более тяжкое преступление. И не согласна я, что преступление совершено во имя любви. Возможно, любовь явилась катализатором. Здесь, мне кажется, имеет место такое социально-психологическое явление, как далеко зашедший буллинг (умышленное желание причинять вред), проявление которого у врача особенно страшно.
Может профессиональные психологи оспорят сказанное, но это единственное, что пришло мне в голову после прочтения.12711