Рецензия на книгу
Братья Лаутензак
Лион Фейхтвангер
Aleni112 августа 2021 г.Вот умеет же Фейхтвангер вывернуть историческую драму до высочайшего градуса пронзительности. Аж дух захватывает, когда наблюдаешь за обреченными метаниями его героев. Даже с учетом того, что в романе большой дефицит на положительных персонажей, а уж главное действующее лицо, Оскара Лаутензака, и приблизительно таким не назовешь: недалекий, самоуверенный эгоист, хоть и не без талантов.
Условно-положительными можно назвать разве что Кэтэ и ее брата Пауля Крамера, но только на общем фоне, а так тоже те еще личности: одна в своей инфантильной наивности молча смотрела на разрастающийся конфликт между братом и возлюбленным, другой – в попытках уничтожить своего идеологического противника, высокомерно не замечал происходящих вокруг политических процессов, в одиночку бросаясь на представителя набирающего силы нацистского режима, как с лопатой на танк. За что, собственно, и поплатился.
Единственный человек, который не вызывает здесь отрицательных эмоций – скульптор Анна Тиршенройт, былая покровительница Оскара, прекрасно осознающая все его слабые стороны и пытающаяся не дать ему скатиться в бездну, от помощи которой он отмахнулся сразу, как только на горизонте появились более многообещающие перспективы. Вот кому не откажешь ни в достоинстве, ни в прозорливости, ни в постоянной готовности прийти на помощь. Но, к сожалению, этот персонаж романа обретается на заднем плане и существенной роли не играет, ну разве что служит олицетворением, этаким альтер-эго совести Оскара.
А в остальном глазу остановиться не на ком. Но тем мощнее оказывается драматизм происходящего, когда волей-неволей сопереживаешь каждому, попавшему под каток зарождающегося фашизма.
Кстати, о зарождающемся фашизме… это еще одна сильнейшая сторона романа. Как все начиналось, какие люди приходили к власти, какие методы они использовали, как причудливо иногда изгибались судьбы, когда незначительные мелочи оборачивались громадными последствиями.
Написано все это дело тоже отлично, как умеет Фейхтвангер: глубоко, серьезно, прочувствованно, но одновременно очень комфортно для чтения. Книга действительно захватывает и своим стилем, и содержанием, и транслируемыми эмоциями.
Чего мне не хватило… хотя роман назван «Братья Лаутензак», наиболее ярко драма их взаимоотношений проявилась лишь на последних страницах, до этого же линия Гансля была довольно статична, хоть и небезынтересна; еще не слишком убедительной показалась любовная линия Кэтэ и Оскара; ну и некоторые сюжетные моменты показались мне слегка притянутыми, например, сочетание умений Оскара к внушению и манипуляциям и одновременно его полная неспособность повлиять на людей, решающих его судьбу (хотя тут, возможно, просто интеллекта не хватило все правильно продумать и рассчитать).
Но все это мелочи по большому счету. Основное, почему оценка все-таки не высшая, это, как я уже написала выше, практическое отсутствие положительных героев, на которых можно было бы отдохнуть, и полностью трагичный финал, когда зло не только победило, но и никак не наказано, а просто торжествует и властвует. Понимаю, что роман на исторической основе, у большинства персонажей есть прообразы, поэтому повествование максимально приближено к реальным событиям, и концовка другой быть просто не могла, поэтому такая оценка чистой воды субъективизм, но все равно хотелось хоть капельки позитива. Ну и, возможно, еще тема не самая для меня интересная. Но качества романа это ни в коем случае не умаляет: история очень сильная, яркая и, однозначно, достойная прочтения.561,3K