Рецензия на книгу
Юго-западный ветер
Луис Альфредо Гарсиа-Роза
Аноним28 мая 2021 г."Люди не могут видеть, что творится в голове у других..."
Биография Луиса Альфредо Гарсиа-Роза сообщает нам, что до того, как взяться за написание криминальных детективов, действие которых происходит в Рио-де-Жанейро, автор много лет
"... преподавал в Государственном университете Рио-де-Жанейро, за это время он издал около десятка научных работ по бихевиоризму, фрейдистской теории бессознательного, толкованию снов и метапсихологии. Позже это глубокое знание человеческого поведения определило психологическую направленность его детективных романов."Также в них очень чувствуется возраст автора – его инспектор Эспиноза не только опытный полицейский, он психолог и философ и рассуждения его не слишком подходят мужчине в возрасте сорока неполных лет. Не говоря уже о том, что автор описывает какого-то нехарактерного для Рио полицейского, задавшись, быть может, целью реабилитировать бразильских полицейских, среди которых, по многочисленным свидетельствам, сентиментальных философов не водится в принципе. А Эспиноза как раз и станет таким исключением. Поэтому, когда однажды в кафе к нему подойдет молодой человек и скажет, что ему нужна помощь, комиссар не отмахнется от него, а выслушает и постарается помочь.
Этому Габриэлю на празднике в честь его дня рождения в каком-то ресторанчике, сидящий за соседним столиком экстрасенс предсказал, что еще до своего следующего дня рождения он совершит убийство. И вместо того, чтобы, как любой нормальный человек, отмахнуться от этой глупой шутки, он принимает ее так близко к сердцу, что отправляется за помощью в полицию, тащит туда же девушку-коллегу, покупает пистолет для самозащиты – ведь убить кого-то этот робкий юноша может только защищаясь. То, что он проделывает все это лишь за два месяца до часа икс, а не сразу же после получения предсказания, придет мне в голову лишь позже, когда автор, вопреки законам жанра, не даст в конце книги внятного ответа на вопрос, кто же является преступником, предоставив читателю строить собственные предположения на основании изложенных фактов.
А поскольку этот вопрос меня заинтересовал, а в нашем детективном клубе мы до обсуждения этой книги можем никогда и не добраться, то я эти предположения здесь и построю, нарушив все законы о спойлерах в рецензиях на детективы. Те читатели, кто собираются читать эту книгу, пусть имеют ввиду, что я раскрою некоторые детали сюжета, хотя соображения по поводу имени преступника могут у разных читателей и не совпасть. А с прочитавшими книгу я с удовольствием обсудила бы это в комментах.
Сюжет. Далее Габриэль умоляет Эспинозу поверить ему и помочь найти этого экстрасенса. Эспиноза, либо уже догадываясь о сути дела, либо просто на всякий случай решив приглядывать за странным молодым человеком, не отказывает ему в помощи и даже начинает негласное расследование, заручившись помощью своего коллеги.
И тут автор начинает запутывать читателя, больше половины книги подробно расписывая внутренние монологи Габриэля, его страх, боязнь отношений с женщинами, нездоровые отношения с матерью, которая оказывается мало того, что мамочкой-наседкой, не спускающей глаз с единственного сыночка, так еще и религиозной фанатичкой, во всех не устраивающих её жизненных явлениях видящей происки дьявола.
Внимание автора помимо основного конфликта не обходит и другие занятия героев этой истории – Ольга, девушка-коллега, хочет более близких отношений с Габриэлем, его мамаша в панике от изменившегося поведения сына и изобретает все новые для этого причины, экстрасенс, давно забывший о своем предсказании, озабочен заработками и жильем, Эспиноза ловит прочих преступников и временами отвлекается на общение с соседкой-подростком и встречи с Габриэлем.
Спойлеры! А потом внезапно происходят подряд два убийства - первой жертвой оказывается Ольга, затащившая-таки в постель своего принца к их обоюдному разочарованию, а вторым - экстрасенс-предсказатель. Преступления расследуются в разных участках, и единственный, кто видит связь между ними и историей Габриэля, это Эспиноза. Уже придя к каким-то определенным выводам, Эспиноза приглашает молодого человека на допрос, но вместо Габриэля к нему является его мать и признается под протокол в совершенных убийствах. Когда же полицейский заявляет, что ее признание не отменяет допрос ее сына, но при этом отпускает ее домой до завтра, она кончает с собой, отравившись газом. Дело закрыто, Габриэль на свободе, избавившись от душившей опеки матери.
Как уже писалось выше, автор активно привлекает к сюжету свои исследования в психологии бессознательного, толковании сновидений и прочие условно-научные теории, что детективному сюжету, на мой взгляд, далеко не всегда идет на пользу. Как говорится, "иногда банан - это просто банан"....Позже, размышляя об этом деле, Эспиноза расскажет своей подружке, что, по его мнению, "единственное, из-за чего человек может так испугаться предсказания какого-то непризнанного пророка, — это если тот случайно попал в цель!"
Было ли это произошедшее много лет назад случайное убийство его отца, или задуманное убийство матери, которой любящий сын мог помочь отправиться в мир иной, но именно этот страх заставил Габриэля прийти в полицию. За наказанием ли, за помощью, Бог весть…Мнение комиссара – все три убийства совершил Габриэль.
Моё мнение – убивать Ольгу и экстрасенса у Габриэля не было мотива, ну, только если не предположить психическое расстройство, а вот у его матери он был - она стремилась оградить сына от тех, кто вызвал такие изменения в его поведении и вернуть все на круги своя. А ее саму убил Габриэл, как и давно задумал. Очень хотелось бы у слышать еще чьё-нибудь мнение!))
531,6K