Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
takatalvi23 ноября 2012 г.Молодой послушник Адсон и его наставник Вильгельм прибывают в известное, уважаемое, покрытое тайнами аббатство, и к Вильгельму тут же обращается за помощью Аббат — имело место быть, как предполагается, убийство: один из монахов был найден мертвым. Вильгельм честно пытается помочь, но убийства продолжают происходить, повторяя, как кажется, Апокалипсис Иоанна, и цепочка преступлений причудливым образом сходится на библиотеке, вход в которую категорически запрещен кому-либо, кроме библиотекаря (Вильгельма и Адсона это, конечно, не останавливает), на неком «пределе Африки» и таинственной книге, за которой ведется охота. Только вот оказывается, что цепочка вовсе и не была цепочкой, книга уже давно переходит из рук в руки, и все, у кого она побывала, умирают. Постепенно за всем этим выявляются история и истинный облик аббатства, которое в конце концов получает то, чего заслуживает. Апокалипсис в миниатюре...
Книга подошла мне идеально. Средневековье, послушники без царя в голове, ироничные реплики церковников — весьма забавно и полностью в моем вкусе. Набор дополняют прочие необходимые для такой истории элементы: «ведьма», маньяк-инквизитор, сволочной Папа ну и, самое главное, мудрые философствования. Для меня это было как бальзам на душу. Все-таки я очень люблю преувеличенно возвышенное богословие, особенно в, так выразиться, церковном быту, где среди потокового фанатизма брезжит несколько взглядов свысока — те, кто пользуются системой себе в угоду, и те, кто четко различают обе стороны. Сюда же умудрились примешаться политика и Апокалипсис. Причем примешались так ловко, что любо-дорого смотреть. Впрочем, там много чего примешалось. Вот я выделила главную ветвь сюжета как жизнь клира и, конечно, конкретно Вильгельма и Адсона. Другой укажет на саму детективную основу. Третий вообще скажет, что суть в противостоянии Папы и императора. Четвертый — что книга со всех сторон сходится на Хорхе. И все будут правы. Но с какой стороны ни посмотри, все интересно. И развязка шикарная: бурная, печальная, философская, дающая сколько угодно пищи для отличного послесловия. Красота!
В общем, наверное, без толку хвалить уже бог знает сколько признанное творение. На обязательном прочтении всем и каждому я тоже не могу настаивать — все-таки, как показала практика, не все нормально воспринимают подобный слог, многих отпугивает уже само то, что главное место действия — церковь, ну или, точнее, аббатство, а герои — монахи и инквизиторы. Некоторые из моих знакомых, кстати, любители одноименного фильма, либо просто не осилили этот великолепный (ну, с моей точки зрения) том, либо осилили, но признались, что читалось тяжело, и чтение вышло очень скучным. Из этого напрашивается вывод: книга не то чтобы на любителя, нет, просто не для каждого.
Поэтому остается только сказать, что лично мне роман доставил ни с чем не сравнимое удовольствие. И, кстати говоря, именно он открыл для меня двери к творчеству Умберто Эко.
1880