Рецензия на книгу
Ночные рассказы
Питер Хёг
Аноним17 ноября 2012 г.Девять историй, действие которых происходит одной и той же ночью в разных частях света: в бельгийском Конго, в Париже, в лиссабонском порту, в Копенгагене и, конечно же, "на самом краю Дании". Но главные события разворачиваются во внутреннем космосе человека, будь то математик, судья, танцовщик, зеркальных дел мастер, художник-авангардист или несостоявшийся лидер датских фашистов. Объединенные общей ночной тональностью, все эти рассказы так или иначе - о любви, одиночестве и поиске окончательной ясности, в тех обстоятельствах, какими они были в ночь на 19 марта 1929 года.
Рассказы не пересекаются между собой. И в аннотации есть неточность. Только некоторые рассказы происходят в ночь на 19 марта. Большинство же из них длятся гораздо дольше. Нет ничего, чтобы их объединяло. Только ночь, когда происходят все главные и нужные события. Автор пишет очень легко и непринужденно. Мне бы хотелось поговорить о каждом рассказе отдельно.
Путешествие в сердце тьмы. Когда начала читать рассказ, я не сразу смогла почувствовать автора. Повествование постепенно раскрывается, заставляя читателя привыкнуть к манере написания. В самом начале, всегда (забегая вперед могу сказать так о каждом рассказе в этой книге) много предисловий, объяснений - чтобы читатель смог лучше разобраться в самом главном.
Некоторые разговоры похожи на речь сумасшедшего. И только дочитав до конца мы понимаем, что было сказано автором, на самом деле. Когда кажется, что нить повествования ускользает, мы с удивлением понимаем, что перед нами разворачивается интересная сюжетная линия и уже не можем закрыть книгу.
Hommage a Bournonville (дань уважения Бурнонвиллю). Вот это, поистине рассказ о любви. Всепоглощающей, заставляющей идти на любые жертвы. Но не следует забывать, что там, где большая любовь - всегда найдется место предательству. И невозможно будет дать ответы на все имеющиеся вопросы.
Я прочитала рассказ на "одном дыхании". Так тонко передать все чувства героя - могут далеко не все автору. Но Хёг справился с задачей. Читая строки, вы испытываете все возможные эмоции, от удивления, до скорби, от любви до ненависти.
Конца у истории нет. А так хочется знать - что же было дальше. Да и некоторые вопросы, которые были заданы - так и остались без ответа. Но по мне, это лучшее произведение в книге!
Суд над председателем Верховного суда Игнатио Ланстадом Раскером. Я не поняла этот рассказ. Нет, я его внимательно прочитала и уяснила основные события. Но я не поняла задачу, которую поставил автор, когда писал его. Что нужно быть искренними со своими близкими? Что нужно не бояться жить? Что иногда следует нарушать правила, чтобы быть счастливым?
Но разве это не эгоистично? Например, бросить все и всех. предать свою семью, бросить сына...только чтобы быть счастливым самому. Но быть еще и предельно жестоким, рассказав ему, что ты, оказывается гей. Сейчас это довольно легко представить. Но в Дании, начала XX века - почти невозможно.
Я перечитываю то, что написала и ужасаюсь. По идее, мы все хотим восхищаться своими родителями. Мы хотим, чтобы они были счастливы. Но иногда мы можем быть предельно жестоки и отказывать им в их желаниях. У меня нет ответа - "что было бы правильнее?". Быть может, оставить сыну письмо... быть может просто исчезнуть. Ведь всегда нужно рассматривать каждую ситуацию в отдельности. Иногда правда причиняет только боль.
Закон сохранения любви. Еще один рассказ без конца. Ее каждый додумывает сам. Я не люблю такое. Мне всегда кажется, что автор не доделал свою работу, оставив все самое сложно для нас. Что в последнюю минуту он так и не смог придумать финал и просто закрыл книгу. Решив, что мы и сами справимся.
Иногда, чтобы получить желаемое мы можем разрушить мечты другого. Но задумаемся мы слишком поздно. И каждый, кто совершает что-то подобное, всегда думает, что у него-то, все получится идеально. Никто ничего не узнает и никто ничего не докажет.
Мне интересно, мы совершенно не способны учиться на ошибках других? Каждый из нас уверен, что он - уникален. Что то, что делает он - не делал еще никто. А таких людей, на самом деле, единицы. И они, как раз, о таком и не задумываются.
Всегда жалко читать о том, как чьи-то мечты рушаться. Как люди теряют смысл жизни. А все потому, что кому-то второстепенному захотелось заполучить то...в чем он, если честно, не очень то и нуждался.
Портрет авангардиста. Мистический рассказ, где не всегда понятно - когда автор описывает фантазии героя, а когда пытается, все таки, соблюдать повествование.
Мужчины иногда могут быть трусливы. (и тут я не пытаюсь утверждать, что женщинам такое чувство - чуждо). Но согласитесь, в большинстве случае...именно мужчина оказывается не готов к ребенку. (и опять же, я не спорю, что есть и женщины, которые думают о будущем материнстве с ужасом). Но когда женщина понимает и принимает свое будущее материнство, что-то в ней меняется.
Мужчина же сомневается до конца. Интересно читать о том, как герой рассуждает о том, что он не должен ничего своей подруге. Что он ничего не обещал, а значит его не должна волновать эта новая жизнь. И немного грустно становится, что передумать его заставило не собственное чувство к ребенку....а безысходность. И кто после этого, может говорить о том, что семья с отцом (не важно каким) - это лучше, чем без такового?!
Сострадание к детям в городе Вадене. Рассказ с "двойным дном". Автор потрясающе показал, как одно (с виду) хорошее дело, может уничтожить все возможности для спасения. иногда мы принимаем решения, опираясь на лучше ,что в нас есть. А результат оказывается настолько ужасен, что с ним невозможно жить!
На какое предательство могут пойти люди, если они голодают и находятся на грани жизни и смерти? Будут ли они думать о своей собственной жизни, или им будет наплевать на судьбу целого города?
Я читала этот рассказ и думала о том, что очень часто хорошим людям приходится платить за их же доброту. И вопрос, который я задаю - "Ну почему же так?" Почему плохие герои выживают, за счет хороших. Но это вечный вопрос и у каждого свой ответ на этот вопрос.
История одного брака. Все мы верим в любовь. пусть даже где-то там очень глубоко внутри. пусть очень громко это отрицаем. Но все верим. И когда перед нами пример идеальных отношений, пример волшебного чувства, которое люди сумели сохранить на многие и многие года - мы испытываем противоречивые эмоции.
Но всегда ли действительность - это то, что мы видим. Быть может существуют скрытые мотивы и возможности? Быть может любви не существует. А может, за нее нужно заплатить огромную цену. И не каждый сможет пройти через все испытания, чтобы быть со своим любимым человеком.
В этом рассказе множество вопросов, которые так и останутся "за кадром". Автор их только обозначил. потому что главной целью (по моему, субъективному мнению) была попытка объяснить любовь.Попытка показать - что она может сделать с людьми, и на что они готовы, чтобы быть счастливыми.
Меры предосторожности против старости. Скорее фантастический рассказ. Хёг попытался в одном месте - соединить сразу несколько важных тем. Старость и молодость, это противостояние, которое началось в начале XX века, когда в одно мгновение пришло осознание, что старики только мешают. Старость стала в тягость.
Любовь и великая цель жизни. От чего можно отказаться ,если очень сильно верить в то, что ты делаешь. Кого можно предать на своем пути. О чем забыть, чтобы было легче.
Даже фашизм и коммунизм находят место на страницах этого рассказа. Но вскользь, совсем чуть чуть. Мы понимаем, что это только декорации, а само действие происходит вне этих понятий.
Конец фантастичный и не доведен до конца. Опять, Питер дает нам возможность - самим решать судьбы героев.
Отражение молодого человека в состоянии равновесия. Этот рассказ оставил меня равнодушной. Такое ощущение, что автор "выдохся". История не цепляет. Быть может, потому что слишком короткая. быть может потому, что действий почти нет, есть только слова и рассуждения героя, которые смахивают на монолог сумасшедшего. Но только местами. Быть может потому, что любовь, которая заявлена главным действующим лицом спектакля - почти не появляется.
Каждый из этих рассказов мог бы стать полноценным романом. И тогда, я думаю, все ответы были бы даны. Не осталось бы никаких вопросов или возможностей.
Это единственный сборник рассказов у автора. Быть может, потому, что ему, все же нравится давать нам полную картину, раскрывать каждого героя - по-максимуму.
Я прочитала книгу с удовольствием. Но вы знаете, как ни странно это звучит - мне не хочется искать другие произведения Хёг. Может боюсь разочароваться, а может мне понравилась именно эта краткость. Когда в 50 страницах автор передает такие сильные эмоции! Быть может, если их растянуть, они утратят свое очарование.1252