Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лёд

Анна Каван

  • Аватар пользователя
    Zinia12 ноября 2012 г.

    С первого раза дочитать этот роман я не смогла. Судя по тому, что «Лед» попал в список самых неудачных публикаций по версии читателей Иностранной литературы, я была такая не одна. Открыв его в первый раз я, может быть, не настроилась на нужную волну, не уловила его тональности. Ведь это роман-настроение. Тонкое наслоение смыслов быстро превращается в кашу, особенно, когда не хочется этих смыслов замечать. Должно быть тогда не хотелось.
    Сомневаюсь, что теперь роль сыграли календари майя, большой адронный коллайдер и прочие предвестники конца света. Дело даже не в зиме и лете. Дело в смене мироощущения. У меня ли одной? У меня абсолютно точно. Лед, один за другим накрывающий материки стеклянной шапкой, планомерно и неспешно поглощающий всю жизнь на земле. Само то ощущение пронизывающего холода, который идет за тобой по пятам. Не знаю почему, но мне всегда казалось, что если миру суждено закончиться, то вероятнее всего он замерзнет, и никакие научные теории о глобальном потеплении меня не убедят. Потому что это мое ощущение. Мне приятно существовать в нем. Особый мир, так умело выстроенный книгой, показанный всего лишь несколькими штрихами. Странные болезненные отношения, так неожиданно раскрывающиеся к концу. Никаких имен, только образы.
    Роман относят к жанру slipstream («завихрение»). И совсем не важно, насколько правомерно выделение подобного жанра. Названия менять можно как угодно. Для меня это все та же вариация потока сознания, все тот же эстетизм начала 20 века, на грани безумия, оголенный нерв. Лед – метафора, да, только чего? Любви? Конца? Вечности? Приписывать можно все, что угодно. Перепутанные образы, смешанные ощущения, едва уловимые. Такие произведения выпускают наружу характер, нивелируют ненужные декорации. Такие произведения очень редко получаются достойными, их приходится собирать по крупицам.
    Роман и впрямь стоило отложить тогда в сторону, чтобы теперь понять, пропустить через себя всю палитру насыщенных чувств. Тонкий психологизм, который можно лишь почувствовать, не понять. Анна Каван, дело тут совсем не в героиновой зависимости, дело тут в её тягостном мироощущении. И скорее я поверю, что первое явилось следствием второго, нежели наоборот.

    4
    66