Рецензия на книгу
Башня у моря
Сьюзен Ховач
Аноним17 февраля 2021 г.Всю книгу меня не покидала мысль о том, как же повезло не родиться в те времена. Возможно, спустя лет сто так будут думать и о нашем времени, считая нас чуть ли не доисторическими мартышками, в плане эмоционального интеллекта и общения так точно (надеюсь). Но это не отменяет того факта, что жизнь в описанных года - вторая половина 19 века, в Ирландии и частично Европе, вполне может показаться филиалом ада, пусть и на минималках.
История не однородна - она ведется от лица многих участников событий, проносится через десятки лет, заставляя читателя наблюдать за рождением и смертью многих. Начинается рассказ от лица престарелого вдовца Эдварда, владельца Кашельмары - поместья и земли в Ирландии, где жизнь на грани голода и больше похожа на борьбу за выживание, постоянную, изматывающую, на существование, когда и впрямь зависишь от Божьего желания, в которого все так неистово верят.
Свадьба с Маргарет дает слово новому участнику всех событий, и юная девушка, увезенная мужем из родного дома, с пылом описывает свою любовь и свою жизнь. Уже тогда подсознательно начинаешь ждать какой-то беды, но потом, после прочтения книги, понимаешь, что начало истории было самым радужным местом, а чем дальше в лес, тем голоднее волки. Умирают персонажи, взрослеют дети, проносятся годы, меняя настрой в обществе и модные тенденции, утекают сквозь пальцы деньги и мимолетное счастье первых дней брака, и за повествование берутся уже новые лица - выросший сын Эдварда Патрик, его молоденькая красавица-жена Сара, племянница Маргарет, повторяющая путь через океан, чтобы упасть в объятия новой жизни, которая вскоре обернется кошмаром.
Волки все злее, и не только те, что живут в лесах. Тревожность нарастает, находя свое отражение в названии частей и коротеньких эпиграфах, посвященных королевским личностям - в них скрыты пороки, намеки на будущее. Всепоглощающая любовь, так трогательно показанная в начале, оборачивается, становясь наваждением, туманящим голову. Интересная параллель выходит между жизнями Патрика и Сары - когда отношения между ними сходят на нет, когда Патрик перестает скрывать свою привязанность и уходит с головой с свою страсть, противоестественную для божьего закона, не думаешь, что Сара пойдет по его же пути, с такой же страстью, противоречащей почти тем же уставам. И жутко, когда осознаешь, до какого дна могут опуститься люди в своей натуре.
Персонажи хороши до отвращения. Здесь нет кристально чистых людей, они все со своими пороками, ошибками, недостатками, с нотками истерики и глупости, эгоизма и жажды наживы, расточительства и лжи. В какой-то момент их то жалеешь, то брезгуешь, но равнодушной остаться не выходит.
Я достаточно равнодушна к исторической прозе, но эта история меня поразила.
13848