Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Философ

Джесси Келлерман

  • Аватар пользователя
    Аноним2 сентября 2012 г.

    Ох уж эти аспиранты, терзающиеся муками творчества. Ох уж эти самодовольные интеллектуалы, мнящие себя на голову выше всего человечества. И если первым я всячески сочувствую (ибо самой знакомо), то вторые вызывают только раздражение (ибо знание разных мудреных словечек, способность цитировать Поупа и рассуждать, скажем, об аргументации теории Стросона еще не добавляет человеческих качеств).

    По сути эти две характеристики и дают представление о главном герое романа - Джозефе Гейсте, который перешагивает через тридцатник, будучи аспирантом факультета философии с бездарной диссертацией в 800 страниц бреда и отсутствием работы. Да еще и в полном одиночестве - буквально на первых страницах его вышвыривает из дома девушка (а вы бы не вышвырнули?). Полный неудачник, полный ноль, который никогда себе в этом не признается (по крайней мере по поводу ноля; удача и неудача от нас не зависят). Образ в общем не новый, а для английской литературы так даже и хрестоматийный. Но чем мне милее английские неудачники - так тем что они достаточно безобидны, добры и не считают себя пупом Вселенной. Гейст не таков и дальнейшие события это только подтверждают, а уж событий в этом романе с лихвой.

    Сюжет скорее предсказуем, чем оригинален. Хотя погружение в историю практически полное, а некоторые сцены так даже и пробирают. Но все-таки до громкого звания "триллер" история, на мой взгляд, несколько не дотягивает. Не пугает и не волнует. И самое главное - где-то подзатерялась базовая идея. Келлерман делает попытку привязать изгибы сюжета и поведение героя к теме его диссертации - свобода воли. Ну а тут уж и до Ницше (которого обожает Гейст) и Достоевского рукой подать. Стильно, конечно. Но только основные поступки герой совершает как будто под воздействием импульса, случая, минутной слабости - в нем нет холодной сосредоточенности, уверенности, а тем более аргументации Раскольникова и Übermensch Ницше. Он действует, не потому что так диктует его воля, а потому что так получилось. И это разбивает прекрасную идею вдребезги.

    P.S.: можно сколь угодно долго рассуждать о философских материях и светить пониманием Витгенштейна (которого автопроверка упорно предлагает заменить на Лихтенштейн), но румыны славянами от этого не станут. Минус один к твоей карме, аффтар.

    34
    275