Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прощание с Матёрой

Валентин Распутин

  • Аватар пользователя
    Аноним12 августа 2012 г.

    «Прощание с Матёрой» — повесть Валентина Григорьевича Распутинa, события которой относятся к 60-м годам прошлого века, а именно ко времени строительства Братской ГЭС (на реке Ангаре), и непосредственно связанны с этим строительством.
    Собственно, сюжет повести — подготовка островной деревни Матёры к затоплению, а её жителей — к переселению на новые места, к расставанию с домом. Но суть, понятное дело, не только в них, или даже не в них вовсе.

    В определённом смысле, «Прощание с Матёрой» — это те же «Отцы и дети». Но вечный конфликт в этой повести обострён до предела, осложнён ещё и противостоянием эпох. Между старшим и младшим поколениями становятся не только различия во взглядах и интересах, устремлениях и привычках, но и фундаментальные различия в мировосприятии, в культуре, на которую они опираются.

    Молодёжь и даже люди среднего возраста представляют в «Прощании с Матёрой» не только молодое поколение в целом, новый стиль жизни, но и новую культуру, базирующуюся на достижениях прогресса. Конечно, в какой-то степени они романтики и мечтатели, верящие во всемогущество человеческой мысли, самого человека, науки. Но при этом им не свойственны ни суеверность, ни даже поэтичность. Они прагматичны и прозаичны. Расставание с родной землёй, с родной деревней, для них — трагедия, но связана она в большей мере с теми неудобствами, которые причиняет переезд, с отсутствием определённости, с необходимостью стоить новую жизнь практически с нуля.

    В противоположность им, старики-матёринцы, и, в первую очередь, конечно, старуха Дарья, являют собой образ старинной, глубоко уходящей в языческое прошлое культуры русской деревни. Для них всё, в том числе и грядущее затопление, носит, в том числе, и мистический характер. Они иначе воспринимают мир — их связь с природой, с островом и деревней строится не только на любви и привычке, но и на вере в наполненность всего этого особой, скрытой жизнью. Старухи провожают горящую мельницу, отдавая ей дань почтения, Дарья готовит к сожжению свою избу, прощается с ней, как с почти живым существом.

    Вся повесть пронизана языческими образами, языческим колоритом — отсюда и такой персонаж, как Хозяин острова, и странный Царский Листвень, совершенно неправдоподобные и нелепые с точки зрения человека современного, но реальные и естественные в мире стариков-матёринцев. Миром, которому суждено погибнуть вместе с Матёрой, в столкновении с прогрессом.

    Таким образом, «Прощание с Матёрой» является не только описанием вполне конкретной драмы вполне конкретных людей, но и глубоким, вдумчивым анализом коренного перелома в культуре России, сравнением традиционного общества с индустриальным.

    Конечно, повесть заслуживает внимания и в чисто художественном плане: вполне лаконичные, но яркие картины природы создают особую атмосферу, подкрепляемую сценами деревенского быта. Характеры вырисованы кране чётко, и, хотя многие из героев не слишком похожи на людей современных (это относится к старшему поколению), ощущения гротеска или нереалистичности они не вызывают, все их странности вполне органично вписываются и в сюжет, и в общее настроение повести.

    Но, несмотря на все эти достоинства, «Прощание с Матёрой» может показаться сложной при чтении и непростой в плане восприятия — затрагиваемые в повести вопросы уже не так актуальны для современного читателя, но требуют от него как знания истории и культуры России, так и умения остро сочувствовать, сопереживать литературным героям и глядеть на мир чужими глазами, сквозь призму чужих убеждений и взглядов.

    10
    417