Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Kingdom

Jo Nesbø

  • Аватар пользователя
    Аноним16 декабря 2020 г.

    Неладно что-то в этом королевстве.

    А вот и новиночка от Ю «По книге в год» Несбё. В этом году без Харри Холе, без большого Осло, да и в общем то даже не детектив. Точнее детективные нотки тут конечно же есть, но «Королевство» это скорее некая семейная драма про двух братьев.

    Тот, что чуть постарше, главный герой, этакий суровый немногословный молчун-провинциал, живет в норвежской глуши на ферме отца, которую он, отец, при жизни называл своим королевством. Ферма эта не то место с засеянными растительностью полями, что всплывает в воображении большинства людей, которые слышат это определение. Это кусок суровой каменистой земли в горах, которая непригодна для сельскохозяйственной деятельности, и годится только для выпаса скота, которого тут давно нет, как и других жителей, кроме главного героя, и теперь ферма эта окутана атмосферой холодной нордической безнадеги, как и небольшой городок, рядом с которым она находится. Городок этот живет в основном за счет дачников и редких проезжающих мимо туристов, и все его уроженцы, кто поумнее и порасторопнее, уезжают строить более лучшую жизнь в города покрупнее и другие страны, а те, кто остался, замерли в ожидании, когда в обход их городка построят скоростное шоссе, и тогда они окончательно станут никому не нужны и затеряются в холодных горах.

    Второй брат, что немного моложе, как раз из тех, кто уехал строить новую жизнь, в Америку, и теперь он решил вернуться в дом своего детства, привезя с собой невесту и проект высокогорного отеля, который подает местным жителям как спасательный круг для всего города, только вот надувать этот спасательный круг нужно всем вместе, то есть скинуться на строительство отеля кто чем может, а предложить местные могут только одно - свою землю.

    Несбё не был бы собой, если бы не навернул в своём романе жести, но делает он это не сразу, дав на протяжении пары сотен страниц полюбоваться пейзажами с городком на берегу горного озера, и как следует рассмотреть чуть ли не каждого жителя этого города, за одно узнав кто как друг с другом связан.

    И вот спустя треть книги в несвойственный для Несбё спокойный темп повествования один за другим начинают вываливаться скелеты из шкафа с прошлым главных героев, что, впрочем, совсем не удивляет. То ли автор на них намекает слишком жирно, то ли многие из этих сюжетных твистов действительно приелись и стали клише, но это чуть ли не первая книга Несбё, в которой я даже не стараясь предугадал большинство главных сюжетных виражей, удивляясь не тому, что произошло, а тому, как главный герой вообще мог предполагать какой-то иной расклад.

    Да и проведя почти шесть сотен страниц в голове героя у меня с ним так и не получилось подружиться, и это для меня стало проблемой. У меня даже для этого есть своё определение: «Синдром Тео из Щегла». Они даже похожи в своем слепом следовании установкам, которые получили в следствии детских травм, как бы жизнь не пыталась их убедить, что пора бы уже эти установки пересмотреть, и начать двигаться по другому курсу. Герой много думает, много анализирует, но в итоге ходит по кругу, и ему временами так и хочется сказать «Эй, мужик, впереди уже знакомые грабли на уже знакомой кучке дерьма», а он все равно на эти грабли наступает, ещё и попрыгав на них несколько раз.

    Я до последнего надеялся, что вся эта предсказуемость и зацикленность героя на одних и тех же вещах на самом деле сюжетная уловка, и в конце Несбё выдаст нечто, переворачивающее всё с ног на голову, ведь я знаю, что он это умеет чуть ли не лучше всех, но... У меня сложилось ощущение, что Ю к концу романа начали совсем уж поджимать сроки, и он просто обрубил историю там, где получилось. То ли попыткой изобразить элегантную недосказанность, то ли ненавязчивым клиффхэнгером, но лично у меня ощущения законченной истории нет совсем. А такое, господин Несбё, я могу Вам простить только в серии о Харри Холе.

    4
    86