Рецензия на книгу
Песочный человек
Эрнст Теодор Амадей Гофман
RomanKot15 декабря 2020 г.… нет ничего более удивительного и безумного, чем сама действительная жизнь.
Продолжаю наслаждаться творчеством Гофмана.
На сей раз, после «Золотого горшка»
https://www.livelib.ru/review/1791490-der-goldene-topf-zolotoj-gorshok-ernst-teodor-amadej-gofman
и «Приключения в новогоднюю ночь»
https://www.livelib.ru/review/1791490-der-goldene-topf-zolotoj-gorshok-ernst-teodor-amadej-gofmanречь пойдёт о «Песочном человеке».
В отличие от указанных выше произведений «Песочный человек» наиболее … приближен к реальности, вернее, к тому миру, который мы сами себе создаём.
Однако, стоит отметить, что и тут мы находим красивый литературный язык и так мною любимые сложные предложения :).
При этом сложные мыслительные конструкции находят вполне практическое, даже бытовое применение.
В книге мы встретим суггестивные приёмы, которыми пытались манипулировать родители и прочие воспитатели.
Кроме этого, мы узнаем самих себя, а именно то, как мы сами себя «накручиваем» и какие проблемы из этого получаются.К счастью, в книге есть и рациональный рецепт противодействия этому.
Ежели существует тёмная сила, которая враждебно и предательски забрасывает в нашу душу петлю, чтобы потом захватить и увлечь нас на опасную, губительную стезю, куда мы бы иначе никогда не вступили, - ежели существует такая сила, то она должна принять наш собственный образ, стать нашим «я», ибо только в этом случае уверуем мы в неё и дадим ей место в нашей душе, необходимое ей для её таинственной работы. Но ежели дух наш бодр и укреплён жизненной бодростью, то он способен отличить чуждое, враждебное ему воздействие именно как таковое и спокойно следовать тем путём, куда влекут нас наши склонности и призвание, - тогда эта зловещая сила исчезнет в напрасном борении за свой образ, который должен стать отражением нашего «я». Верно и то … что тёмная физическая сила. Которой мы предаёмся только по собственной воле, часто населяет нашу душу чуждыми образами, занесёнными в неё внешним миром, так что мы сами только воспламеняем наш дух, который, как представляется нам в диковинном заблуждении, говорит из этого образа. Это фантом нашего собственного «я», чьё внутреннее сродство с нами и глубокое воздействие на нашу душу ввергает нас в ад или возносит на небеса.
…
Проникнись мыслью, что эти чуждые образы не властны над тобою; только вера в их враждебное могущество может сделать их действительно враждебными тебе.
…Будь весел, весел !
И это за полторы сотни лет до когнитивной, экзистенциональной и прочих терапий с приставкой «психо-» !
А как вам введение в повествование и в людское сообщество… человекоподобного робота и описание реакции этого самого сообщества?
Так что споры насчёт искусственного интеллекта начались более двухсот лет назад :)И как иронично автор описывает то, как живые люди начали доказывать, что они не роботы :).
Хотя само слово «робот» появится только более чем через сто лет от момента написания «Песочного человека» !Примечательно, что этот робот (киборг ?) предстаёт в обличье красивой девушки и влюбляет в себя, заставляет страдать и даже вызывает у поэтической души живого юноши отклик о её глубокой душевности, и критикуя реально живых людей за отсутствие таковой !
И это за двести лет до пелевинского «S.N.A.F.F» и за полторы сотни лет до «Отеля у погибшего альпиниста» Стругацких.
Книгу к прочтению рекомендую. Она о нас. О пока ещё живых людях.
91,4K