Рецензия на книгу
Мир чудес
Робертсон Дэвис
Аноним30 ноября 2020 г.Образование – для заурядных людей, и оно лишь усиливает их заурядность.Весьма дерзкое утверждение, но в этом весь Магнус Айзенгрим, он же Жюль Легран и Пол Демпстер: самоуверенный эгоист. В третьей части Дептфордской трилогии мы смотрим на мир глазами величайшего иллюзиониста мира (точнее в пересказе уже знакомого нам отставного учителя истории Данстана Рамзи). И – в отличие от жизнеописания святой матери Пола и демоноподобного Боя Стонтона – жизнь Магнуса просто сумасшедший балаган. Многие на его месте свихнулись бы, или спились, или покончили жизнь самоубийством. Но Пол выжил и превратился в настоящего мастера своего дела.
Не хотелось бы слишком вдаваться в детали, чтобы не испортить впечатление будущим читателям, но реальная биография Магнуса не уступает той безумной версии, которую сочинил для коммерческого использования Рамзи. Похищения, насилие, наркотики, антисанитария, обман, иллюзии, интриги, таланты, балаган и театр, романтизм, модернизм, механика, нищета, богатство, невежество, инфантилизм, взросление, эгоизм, месть и отчаяние... В этом романе так много ингредиентов, что все и не перечислишь. Но так и за 50 лет многое может случиться: хорошего и плохого. Однако, какое бы зло ни всплывало в рассказе Магнуса, в нем не чувствуется безысходности или сожалений. Герой пережил все, из всего извлек пользу и – парадоксально – остался доволен собой и своей судьбой. То ли под защитой зачатков религиозного воспитания, то ли под воздействием отсутствия образования, то ли из-за врожденного эгоизма.
На фоне Магнуса Рамзи и Дэвид Стонтон в «Пятом персонаже» и «Мантикоре» уже на кажутся такими героическими (Дэвид вообще на казался героическим никогда). И, если первые два романа – сплошной анализ и разбор, пусть и субъективный, то третий роман – это сплошь «Я». Тут все эгоисты, даже Рамзи, который хочет вписать свое имя в историю.
Одна интересная вещь в романе – съемки фильма, для которого Магнус своим рассказом создавал контекст и помогал съемочной группе. Этот фильм был вольной экранизацией официальной биографии великого фокусника прошлого, Робера-Гудена. Биография пропитана буржуазным духом и представляет все в теплом свете камина. Режиссер и компания не заблуждаются, насколько этой биографии можно доверять, так как она скрывает скучную, неприглядную и заурядную изнанку ремесла иллюзиониста. Никакой магии! И исповедь Магнуса это подтверждает. У него тоже есть фантастическая биография, передающая дух «Суаре иллюзий», но не говорящая ничего о реальном Поле Демпстере, лежащем в основе Айзенгрима. А настоящая жизнь Пола отличается от плода воображения Рамзи как небо и земля! Так что мир заводных игрушек Робера-Гудена становится полигоном для самовыражения режиссера фильма и Магнуса. А запись жизни Пола – это способ самовыражения Рамзи. В общем, все веревочки переплелись в «Мире чудес» и раскрутились в очень занимательное произведение.
И, наконец, мы узнали, что случилось с Боем Стонтоном и камнем из снежка со стола Рамзи. Это во-первых. А, во-вторых, название книги, как мне кажется, очень подходит к ней. «Мир чудес» – это второсортный балаган, где на показ выставлялись таланты и уродства. Таким предстает путь Пола-Магнуса: череда персонажей, которые в свое время выполняют установленные действия, с обманкой или без, а потом уходят на задний план. Чтобы вернуться. Или кануть в лету.
5284