Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Время любить

Филипп Эриа

  • Аватар пользователя
    Rum_truffle26 июня 2012 г.

    Прочитано в рамках флэшмоба "Спаси книгу - напиши рецензию".


    Ледяная ночь, мистраль
    (Он еще не стих).
    Вижу в окна блеск и даль
    Гор, холмов нагих.
    Золотой недвижный свет
    До постели лег.
    Никого в подлунной нет,
    Только я да Бог.

    Знает только он мою
    Мертвую печаль,
    Ту, что я от всех таю...
    Холод, блеск, мистраль.
    И.Бунин "Ночь"


    Ах, мистраль. Черный дьявольский ветер Прованса проносится сквозь всю книгу истинно французской аллегорией. Он страшен в своей природной беснующейся страсти, он выворачивает с корнями деревья, рушит изгороди, валит с ног, швыряет, выворачивает наизнанку душу, тело. Но если знать, как его приручить, как себя обезопасить.. И вот враг становится другом, нежным и мелодичным, он поет колыбельные и серенады, он танцует с вами вальс на вздыбленной сухой земле, он нежно шепчет вам на ушко истории со всех концов света. И вы больше не можете без него, холодного, дикого, сумасшедшего ветра - души Прованса, вашей души.

    Чувства были для Агнессы мистралем ее души - любовь к сыну, любовь к Мужчине, ненависть и страх перед своей могущественной, но беспощадной семьей, привязанность к одиночеству.

    Роман делится на две части. В первой крайне скрупулезно описываются отношения матери и сына, Агнессы и Рене, чья любовь к друг другу неожиданно для них становится одержимостью, она хлещет и их, и людей, находящихся в опасной близости с ними, и кажется, что разорвет все вокруг в клочья. Не желая этого поначалу осознавать, Агнесса потворствует зарождающейся буре. Но вот ветер стихает, оставляя после себя благословенную пустоту, желанное спокойствие и безмятежность. Он унес все лишнее, все чрезмерное, забрал с собой безумие. И все стало на свои места.

    Вторая часть книги посвящена отношениям Агнессы и ее долгожданного Мужчины и отношениям Агнессы и ее семьи. В первом случае необычные чувств и эмоции захватывают женщину, она поначалу боится, она не знает, что делать, она вновь становится маленькой девочкой, беззащитной, наивной, глупенькой. Мистраль ее любви закручивает ее в водовороте смущения, нетерпения, желания. И все это Филипп Эриа описывает в полутонах, в полусловах, в полуулыбках, он намеренно недосказывает, позволяя читателю свободно парить в этом водовороте вместе с Агнессой, позволяя нам не быть скованными его сухими точными фразами, позволяя фантазировать.
    Во втором случае Агнесса наконец освобождается от своей прошлой жизни, наконец смиряется с собой, со своей истинной природой. Спустя много лет она наконец понимает, наконец прощает свою мать и прощает себя за то, что является дочерью такой матери.

    Великолепная книга, поразившая меня до глубины души. И я слышу, как мистраль и мне поет свои дьявольские песни...

    Клод Моне - Antibes Seen from the Cape, Mistral Wind, 1888

    P.S. Оказывается, это последняя часть серии книг про семью Буссарделей. Обязательно прочту первые три.

    21
    728