Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Revenger

Alastair Reynolds

  • Аватар пользователя
    Аноним2 ноября 2020 г.

    О романах Аластера Рейнольдса часто говорят, что они производят впечатление своими мирами намного больше, чем действующими лицами. Познакомившись с "Мстительницей" (первая прочитанная мною книга автора) я скорее склонна согласиться с этим мнением, чем опровергнуть его.
    Изображенный в романе мир действительно поразителен. Атмосфера этой вселенной сильно напомнила мне "Пикник на обочине" Стругацких, с поправкой на космический масштаб. Великие цивилизации прошлого достигали своих золотых веков и разрушались, эпохи сменяли одна другую. В результате Раскола, некоей катастрофы далекого прошлого, планеты солнечной системы разлетелись на куски. Восставшая из пепла цивилизация людей превратила эти осколки в обитаемые миры, снабдив их куполами, полями, искусственными ядрами и т.п. Но это была одна из цивилизаций прошлого, к слову, люди из времени, актуального событиями книги, склонны называть себя обезьянами, ведь они не понимают старых технологий и уж точно не мечтают создать что-либо подобное. Космические сталкеры занимаются сбором трофеев, оставшихся от былых времен. Они проникают на закрытые глухими заслонами миры (шарльеры) и добывают там всякие необычные штуки, оставшиеся от других цивилизаций. Мало кто способен разобраться, для чего служат те или иные вещи, а многое из добытого может повести себя абсолютно непредсказуемым образом. Эта часть по духу максимально близка "Пикнику на обочине", люди не всегда могут отличить высокие технологии от мусора, часто не понимают принципы работы предметов и для чего те служили своим создателям. Но участники экспедиций, конечно, редко задаются такими вопросами, они достают всякие штуки и продают их подороже, вот и всё. И главное, чтобы вытащенную из шарльера добычу еще и не отняли по пути, ведь из триумфатора можно очень быстро превратиться в чужой трофей. 
    Вот в этом суровом мире, наполненном по сути лишь охотниками и добычей, выковывается личность Арафуры Несс. Честно сказать, персонажи у Рейнольдса навеяли мне мысли о классике приключений, очень уж они хрестоматийные. Не назову их прямо уж шаблонными, но действующие лица оказываются или безликими манекенами, или слишком классическими типажами, возникает ощущение давнего знакомства с ними, а соответственно и предсказуемости их поступков, развития личностей, взаимоотношений и так далее. При этом реакция персонажей на происходящие события неровная, опасности, смерти и убийства то потрясают героев до глубины души, то оставляют равнодушными фаталистами - это постоянно вызывает диссонанс. Сюжет о мести, на мой взгляд, развивается слишком быстро и просто. Он мог бы стать сложной историей воздаяния всей жизни, ну или как минимум половины, однако, вместо этого у героев всё очень гладко складывается, слишком удачно под рукой появляются средства, возможности и рояли в кустах. Ближе к концу повеяло трешачком, и я даже уже перестала сочувствовать главной героине.
    В общем и целом, впечатления смешанные. Описанный мир очень увлекает своими деталями и тем огромным количеством тайн, которые в нем скрыты. Это интересно и, мне кажется, должно быть продолжение. Я бы с любопытством почитала еще об этой мрачной вселенной, несмотря на то, что персонажи и сам этот жестокий и бесцветный мир не вызывали особого желания встречаться с ними снова. Парадоксально, но таково свойство этой книги.

    19
    548