Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Странные эоны

Роберт Блох

  • Аватар пользователя
    Kaia_Aurihn30 октября 2020 г.

    Три дебила - это сила!

    Три - магическое число, счастливое, но всё-таки лучше делать с первого раза. Итак, Роберт Блох представляет серию из трёх подходов к спасению мира "мифов Ктулху"!

    Блох даже не столько паразитирует на идеях Лавкрафта, а в большей мере рекламирует "Мифы...". Каждый диалог имеет целью навязчиво спросить: "А Вы знаете кто такой Лавкрафт?" В 1978, за 3 года до выпуска игры "Call of Cthulhu", кто-то действительно мог не знать, но сейчас, хотя бы краем уха, - немыслимо. И герои тут же бросаются читать сборники ужасов и биографию, а потом, когда сталкиваются с неведомым, восклицают: "Да это же было в [название рассказа]!" Стоит отдать должное, пересказ точный, узнаваемый. Только самые яркие моменты, самые отвратительные спойлеры... Так в трейлерах к фильмам делают нарезку из лучших моментов (а между ними дно...). Честно, даже возникает желание перечитать некоторые вещи.

    А вот "Странные эоны" перечитывать не хочется. Достаточно тяжело оценить самостоятельность произведения, построенного на мирах другого автора. Вычеркнуть лавкрафтовский исходник, и что останется? Второсортный ужастик. Лавкрафту можно бесконечно петь гимны за созданный бестиарий, за философию тихих мышек, которым не надо заглядывать в потустороннюю бездну, за притягательную атмосферу мистического, безумного ужаса... Блох лишь забросил в этот мирок своих картонных героев: Кейта (что бы ни приходило на ум, это мужчина!), Кей (не путать с Кейтом!) и Марка. Все они друг другу родственники, если не по крови, то хотя бы по духу. Во всяком случае, в их поведении прослеживается что-то семейное.

    Каждому из них предоставляется возможность
    1) прочитать рассказы Лавкрафта;
    2) убедиться в реальности их персонажей.
    Каковы следующие шаги успешных книжных героев? Наверное, сделать ноги и больше не искушать судьбу. На худой конец, затаиться и переждать. Ещё раз, они только что прочитали целую уйму примеров, как культисты и жуткие твари охраняют свои тайны...

    Каковы шаги наших героев?
    1) Рвануть неведомо куда без чёткого плана;
    2) довериться первому встречному;
    3) скончаться.
    Итог закономерен до тошноты. Я оправдала бы обывателей, впервые столкнувшихся с Этим. Я поверила бы в реалистов, до последнего предлагающих разумное объяснение. Героям Блоха нет ни веры, ни пощады:

    *****
    Часть первая. Герой спасает мир.
    Простой бизнесмен Кейт ознакомившись с беллетристикой и мировыми событиями едет единолично бить самого Ктулху.

    - За несколько дней 4 трупа, связанных рассказами писателя, все из окружения Кейта. Кейтв панике: может, обратиться в полицию?(нет) Зачем читать эти книжонки? (спойлеры, наверное, не любит).

    - Ктулху вполне реален. Р'льех - эпицентр землятресений. Каков план? Кейт: надо поближе подъехать, мир спасти. (деньги есть - ума не надо)

    - Лучший друг предательски убит. Обман чуть не стоил жизни самому герою. Кейт: я попрошу первого встречного ограбить склад боеприпасов, собрать команду и отвезти меня на место. Не обманет же он меня. (что там про полицию было?)

    ***
    Часть вторая. Герой ждёт, пока другие спасут мир.
    Кей, бывшая жена простого бизнесмен Кейта, ознакомившись с беллетристикой и мировыми событиями помогает спецслужбам уничтожить Ктулху.

    - Этот парень два раза врал про свою деятельность, перерезал телефонный провод, а его помощник угрожал героине пистолетом. Кей: теперь-то в его компании мне так спокойно, наверняка, он сверхсекретный спецагент, настоящий разведчик. Как он хорош в постели!

    - Эти безумцы похищают людей, их шпионы везде. Кей даже "настоящий разведчик" обманул. Кей: парень с пистолетом, который везёт меня непонятно куда, - то что надо, чтобы чувствовать себя в безопасности. Он знает, что делает. В тумане, в безлюдной местности, мы двое и толпа фанатиков. Романтика!

    *
    Часть третья. Герой ничего не спасает, и его ничто не спасёт.
    Марк, безродный сирота, НЕознакомившись с беллетристикой, гуляет по кладбищу посреди конца света, а потом неожиданно выясняет историю своего рождения.

    На кладбище после землетрясения. Разверстые могилы, подозрительные звуки... Девушка Марка: надо бежать в самый густой туман, чтобы переломать ноги. Ах да, ещё вопить, а то не все твари знают!

    Поиски девушки на кладбище: опасные ямы, вывернутые плиты, спуск в зловонную тьму склепа... Марк через час: всё это время у меня в кармане была зажигалка. (Всех вещей штаны, рубашка, туфли, а он забыл про единственный предмет в инвентаре!)
    ***
    Вот так последовательно, вслед за ожиданиями героев, скатывались вниз и ожидания от романа.
    Кроме того, перевода явно не касалась рука редактора: "связи, имеющие дело с такими несвязанными между собой явлениями...", "эту запись вы прослушали сегодня вечером чуть позже...", "...расследование того, о чём многие из вас даже не знали, существует ли это". "Называть безумием свойственно людям, когда речь заходит о непостижимой для нас реальности." Некоторые предложения построены настолько криво, что приходилось перечитывать.

    В общем, достаточно увлекательный пример, как делать не надо, с угадываемой за треть до конца интригой и качественной популяризацией другого автора. Не удивляет ни сюжет, ни количество читателей.

    Тихо, идёт естественный отбор.

    6
    96