Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Странные эоны

Роберт Блох

  • Аватар пользователя
    SorniNai31 октября 2020 г.

    Моё внимание привлекла книга Роберта Блоха «Странные эоны», как только я узнала, что это продолжение и дальнейшее осмысление всего наследия Говарда Филлипса Лавкрафта, некая модернезированная версия. Ожидания от прочтения книги были огромными, но они совсем не правдались.
    Начнем с самого начала. Язык Лавкрафта тяжеловесный, с налетом старины и внушительности, такой язык сам по себе делает истории гуще, массивнее, как бы заявляет о том, что это не просто слова, а нечто такое живое, сильное, способное менять нашу плотную реальность. Я с трудом представляю, как из произведений Лавкрафта создавать фильмы, точнее фильмы как раз и можно создавать, но сам текст требует сильной переработки в сценарий. Потому что даже самый насыщенный действиями текст еще и насыщен некими играми разума и порой будет трудно показать на экране это усилие сознания или, наоборот, бездействие ума героев. У Роберта Блоха сценарий готов, нет ни особой плотности текста, ни специфической атмосферы надвременного и внеземного ужаса, так мастерски созданной Лавкрафтом. Зато действий хоть отбавляй, герои перемещаются, куда-то едут, возле острова Пасхи разбужен Ктулху, желательно как можно быстрее там появиться. Трясётся земля, загадочные твари вылезают из глубин, театр действий наполнен, а размышлений, увы, немного, как и мистического, тайного ужаса, которым до отказа наполнены истории Лавкрафта. Роберта Блоха можно спокойно читать ночью, находясь одной в комнате и ничего внутри не ёкнет.
    Кое-что из Лавкрафта получилось прочитать в оригинале и язык оригинала мне показался еще более устрашающим, перевод однозначно что-то потерял. Блох, при всем его восхищении Лавкрафтом, там и рядом не стоял. Читала также такие тексты по мотивам Вселенной Филлипса Говарда, которые очень достойны своего родоначальника. Например, рассказ Фрэнка Белнапа Лонга «Псы Тиндалоса», он настолько в тот самом Духе, что даже превосходит. И, уверена, таких текстов множество. К сожалению, Роберт Блох пытался написать не внемировой ужас, а легкое чтиво, чтобы читать, лёжа на диване, а потом не вспомнить ни сюжета, ни героев, ни особой идеи. Герои никакие, они даже по настоящему не боятся. В трёх частях книги люди похожи друг на друга, похожи именно своей картонностью и отсутствием страха, который у нормального человека в данных обстоятельствах точно бы проснулся. Кейта и его жену Кей, можно сказать, приносят в жертву Древним Богам, а они идут на жертвенник, как быки на бойню, ничуть не подозревая, куда их ведут. Майк вообще мгновенно превращается в чудовище - метаморф какой-то, причем не обременённый глубокими мыслями. Был человек, стал за несколько минут чудовищем, зачем же об этом думать.
    Я скажу, что так бывает лишь в кино и вряд ли ошибусь. Для киносценария самое оно. Но не для книги, которая претендует на то, чтобы встать в один ряд с отцом-основателем жанра. Также я ожидала каких-то пояснений к запутанной мифологии Лавкрафта, но тоже их не нашла. Меня всегда особо интересовали развитые расы, вроде Древней расы Йит и загадочных Старцев с их восставшими слугами Шогготами. Об этом вообще ни слова. Ещё бы я с удовольствием прочитала, как Ктулху и ему подобные прилетели или переместились на Землю, но и об этом полное молчание.
    Ничего нового я не узнала, а идея о том, что Ктулху может пробудиться и его надо обязательно забросать атомными бомбами похожа на шутку времен зарождения рунета. Ктулху фтагн и Ньярлатхотеп вестник его. Все посмеялись и тут же забыли. «Странные Эоны» при этом будто не закончены. Это же так соблазнительно для фильма, оставить открытый конец, сколько сиквелов и вбоквелов можно наснимать при успехе в прокате. Фильм бы я с готовностью посмотрела, а книгу прочитала и не поняла — а что же дальше и зачем это было.

    4
    79