Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

El laberinto de los espíritus

Carlos Ruiz Zafon

  • Аватар пользователя
    Аноним26 октября 2020 г.

    Город живых

    Последняя книга не только цикла, но и самого Карлоса Руиса Сафона. Писателя не стало этим летом. Он поставил точку в своей истории о Кладбище забытых книг, и мы с вами в последний раз окинем взглядом уникальную сафоновскую Барселону.

    Ради "Лабиринта призраков" я перечитала все предыдущие книги - обложка, название, объём - все подхлестывало нетерпение, не хотелось ничего пропустить. Но здесь исчезли эмоциональность первой книги, сложность второй, хрестоматийность третьей, а появились неспешность объёмного романа и нарочитое желание автора свести воедино все ниточки, даже те, что уже завершились. В результате получилось просторная, скрупулезно выписанная, но несколько сумбурная история.

    Есть Маурисио Вальс, надзиратель тюремного замка Манжуик , палач с амбициями писателя. Именно его литературным "рабом" стал когда-то Давид Мартин, главный герой "Игры ангела" и "Узника неба". Теперь с прошлым покончено. Наздиратель больше не работает в тюрьме, он богат, процветает в собственном замке. Все бы ничего, но, как выражается Анастасия Завозова, "у мужика чердак не в порядке", и за все придётся платить. Неужели Давид Мартин вернулся, чтобы отомстить? Мы попадаем то ли в "1793" Натт-о-Дага, то ли в "Головокружение" Тилье, то ли разглядываем картину Бэкона : реалистично, физиологично и жутко. Здесь у автора все прекрасно. Психологизм, построение этой линии сюжета, ее финал - это Сафон из предыдущих книг!

    Есть Алисия Грис, "сумеречный ангел", сирота, бесстрашная душа. Как и полагается в современных детективах, где главным героем является женщина, она не совсем здорова и к людям относится с подозрением. Несчастная, нетрезвая, интроверт, но зато красивая. При этом она первоклассный сыщик. Однако расследования, привычного для детектива, мы так и не увидим - все потонет в других сюжетных линиях, и азарт от постепенного раскрытия нас так и не настигнет.

    Есть рукопись некоего Виктора Маташа. Распутав историю рукописи, Алисия должна разыскать похищенного Вальса.

    Ну, и четвертым пунктом идёт история семьи Семпере. Здесь мы наблюдаем, как Даниэль ставит точки в прошлом, чтобы вступить в зрелость. Вновь фигурирует имя Давида Мартина, придумано слащавое продолжение их отношений с матерью Даниэля Исабеллой.

    Это очень затянуто. Если в предыдущих книгах фирменная многословность Сафона уравновешивалась действием, то здесь сплошная суета. Вроде что-то и происходит, но назвать это важным не получается - текст разваливается на куски. Да и сама идея с загадочной рукописью и её автором к четвёртой книге изрядно поизносилась. И это в детективе объёмом 864 стр.! С продолжением историй героев, сведением нитей воедино вышла такая же беда, как с продолжением "Иронии судьбы или с лёгким паром". Сентиментально и в ущерб предыдущим книгам.

    Не потеряла очков только атмосфера: мрачные гостиницы, старые особняки, грязные бункеры, уютная книжная лавка, лабиринты книг, и все это на фоне исторических событий в Испании 50-х.

    Итого мои оценки:
    "Тень ветра" готика с элементом детектива, 4
    "Игра ангела" мистика с элементом постмодерна 5

    "Узник неба" плутовской (с отсылками к Графу Монте-Кристо) роман 3,5
    "Огненная роза" рассказ-притча 4

    "Лабиринт призраков" детектив в готических декорациях 3*

    В завершении хочу вспомнить хороший фильм о писателях "Слова" с Бредли Купером и Джереми Айронсом

    8
    880