Рецензия на книгу
Медея
Криста Вольф
Аноним8 июня 2012 г.Да ее хоть на куски разруби — глаза все равно останутся. И будут смотреть на меня, неотступно.
Когда-то давно, в глубоком детстве, я месяцами не расставалась с книгой "Легенды и мифы Древней Греции" Куна. Сейчас я-взрослая отнюдь не считаю, что это подходящая вещь для ребенка - слишком много там непонятностей и еще больше немотивированной жестокости, но зато генеалогию греческих богов и приключения/злоключения героев я до сих пор прекрасно помню. Что потом весьма пригодилось при чтении Гомера, Еврипида и прочих товарищей. А сегодня пригодился уже Еврипид - ведь это один из самых ранних и интересных источников, рассказывающих нам о жизни противоречивой и пугающей даже по мифологическим меркам Медеи.
Обращение к прошлому в разных ракурсах - штука нонче модная, а стилизации - и того моднее. Хотя создать хорошую стилизацию намного сложнее, чем хороший исторический роман. Фактуру все равно надо изучить, да еще и психологизма добавить. С фактурой у Кристы Вольф, на мой взгляд, не сильно срослось. И дело даже не в том, что собственно греческие реалии остались непрописанными. Хотя замените хотя бы отдельные слова на их старые аналоги - и роман заиграет новыми красками (а уж платье вместо пеплоса я Вольф не прощу; как не прощу переводчику Глауку вместо Главки - разница в одну букву, а как режет слух!).
Проблема в том, что слишком уж осовремененными выглядят образы - и Медеи, и Ясона, и прочих героев. Я вижу в их мыслях и чувствах людей ХХ века, но никак не глубокой древности. Так что стилизация не удалась, а вот переосмысление древнегреческого мифа, произведение по мотивам получилось прекрасное.
Потому что стилистика, хоть и не античная, но замечательная. Она у него в кончиках пальцев - за одну эту фразу я готова сказать Кристе Вольф "браво".
И, что еще важнее, потому что в умении понимать и показывать сумбурные человеческие души Кристе Вольф не откажешь. Каждый из монологов обнажает героя до скелета. Они все уникальны, исключительны. И сбивчивую, нервную речь Главки с первых строк отличишь от дышащей ненавистью Агамеды, от простодушного, простоватого Ясона, от вцепившегося во власть Акама, от самоуверенной, гордой, но в глубине души потрясающе одинокой и несчастной Медеи. И любопытно, что образ Медеи, ключевого персонажа, понравился мне куда как меньше, чем многие другие. И опять-таки проблема не в том, что Вольф отошла от канонической трактовки. Когда мы имеем дело с настолько древними вещами, говорить о каком-то каноне вообще сложно - версий куча и версия Еврипида - всего лишь одна из (кстати, есть еще одна любопытная версия - Еврипид выписал Медею злодейкой не из любви к искусству, а за вполне себе осязаемую взятку от коринфян). Для меня Медея Кристы Вольф так и осталась где-то между - жертва людей/богов/судьбы, сначала мнящая себя ее вершительницей, но затем осознавшая свою неправоту. Она вроде бы и персонаж положительный, а - вот странность! - симпатии не вызывает, как, впрочем, и другие эмоций, кроме, пожалуй, недоумения.
35433