Рецензия на книгу
S. N. U. F. F.
Виктор Пелевин
Аноним4 июня 2012 г.Граница между ярким авторским стилем и самоплагиатом очень тонка, и в S.N.U.F.Fе Виктор Олегович ее перешел. Причем перешел он ее вероломно, без объявления войны и по всем фронтам. Мне могут возразить, что это произошло еще десять лет назад. Может быть, но я долготерпелив. Однако есть предел и ангельскому терпению. Черт возьми, в первой части этой антиутопии старый добрый филологический буддизм Пелевина из интеллектуальной игры превратился в невыносимый и бездарный капустник. В камеди-клаб, пошлый и прямолинейный. Конечно, у Пелевина была задумка показать отвратительный мир. Но, выбранный для этого, синтез посапокалиптики с тюремной эстетикой выглядит ужасно вторично!
И я бросил бы книгу в камин, если бы не началась… любовная линия. Я продолжил чтение и не зря. Роман S.N.U.F.F. оказался совсем не про будущее и его сомнительные «духовные основания», а про метафизику пола.
S.N.U.F.F. – новый «русский эрос» от Виктора Олеговича.
Героя S.N.U.F.Fа зовут Дамилола и любит он Каю, куклу. Он пупарас.
В сказке Гофмана «Песочный человек» студент Натанаэль влюбился в девушку Олимпию, искусно сделанную заводную куклу, за то, что она внимательно слушала его стихи. Этого оказалось достаточно. Она была единственным существом, кто так умел слушать. Кая «влюбила» в себя Дамилолу тем, что она стопроцентная «духовная сука». Это такие параметры, «сучество» и «духовность», которые Дамилола выставляет у своей куколки на максимум. Благодаря этим качествам Кая не надоедает Дамилоле, заставляет его всякий раз трепетать, и, в конечном итоге, приводит к гибели. Все как в классическом произведении.
У Каи в романе есть пропонент (или как это называется у филологов?), живая девушка Хлоя. Она тоже красива и не глупа. Но она так настойчиво идет к своим примитивным человеческим целям – богатству и знаменитости – что становится противно. Пелевин всякий раз подчеркивает пошлость Хлои, говорит, смотрите, она просто биоробот, запрограммированный массовой культурой. Такая рациональная самка, которая будет проявлять «человеческие» эмоции только ради выгоды.
Одним словом, Пелевин рисует нам мир, в котором на бескорыстную любовь способны только куклы. S.N.U.F.F. – это глубоко трагический роман о невозможности любви. S.N.U.F.F. – плач художника.
Кажется, старец Зосима у Достоевского говорил, что ад – это не дьявольская кухня, где грешники варятся в котлах и корчатся на сковородках, ад – это пространство, где нет любви. Поэтому ад может быть на земле. Может быть в сердце человека. Пелевин таким образом описал пространство вокруг нас, и текст, начинавшийся как скабрезный капустник, закончился трагедией!
38518