Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Деревня

А. С. Пушкин

  • Аватар пользователя
    Аноним15 октября 2020 г.

    Пушкин о русском рабстве

    В 1819 году Александр Сергеевич посещает родовое поместье в селе Михайловское, где сочиняет пронзительное и дышащее мрачным реализмом стихотворение "Деревня".
    Первые строчки стиха лиричны и рассказывают нам о радостях безмятежных господ, которым надоел царский двор и они решили уединиться от суетности столичного мира:
    "Я твой: я променял порочный двор цирцей,
    Роскошные пиры, забавы, заблужденья
    На мирный шум дубров, на тишину полей,
    На праздность вольную, подругу размышленья".

    Но, сию идиллию, с прохладными садами и прочими прелестями деревенской природы разрушает вторая часть стихотворения, где Пушкин описывает ужасающее рабское состояние, в котором пребывает большинство населения Российской империи.
    "Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца".

    У простого сельского труженика, бесправного раба, нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Он работает на хозяина, у него нет собственности, почти все время своей непродолжительной жизни он тратит на потакание капризам помещика.
    Некоторые эпизоды из жизни (существования) крестьянских рабов приводят нас к мысли, что в представлении российских дворян это и вовсе не были люди. А были живые вещи, с которыми можно было делать все что угодно господину: ломать, пользоваться, перепродавать.
    Чтобы не быть голословным приведу один пример.
    А чтобы меня не заподозрили в советской пропаганде, этот пример будет извлечен из мемуаров Н.Е. Врангеля (1847-1923), отца одного из лидеров "белого" движения "черного барона" П.Н. Врангеля:
    "Один из наших соседей был граф Визанур... сын его был отдан в кадетский корпус, затем наделен поместьями и возведен Павлом в русское графское достоинство. Этого нашего соседа я часто встречал у других помещиков...
    Это был уже немолодой человек, уродливый, но очень любезный и прекрасно воспитанный, всегда одетый в синий фрак с золотыми пуговицами и белоснежные панталоны. После его смерти отец хотел купить его имение, которое было назначено в продажу, и мы поехали его осмотреть. Большого барского дома в нем не было, а только несколько очень красивых маленьких домов, все в разных стилях. Помню турецкую мечеть и какую-то, не то индийскую, не то китайскую, пагоду. Кругом дивный сад с канавами, прудами, переполненный цветниками и статуями. Только когда мы там были, статуй уже не было, остались одни их подставки. В этих домах, как я узнал потом, жили жены и дочери его крепостных, взятые им насильно в любовницы, одетые в подходящие к стилю дома костюмы, где китайками, где турчанками. Он тоже, то в костюме мандарина, то — паши, обитал то в одном доме, то в другом. Бывший управляющий графа объяснил нам и причину отсутствия самых статуй. Они работали в полях. Статуями прежде служили голые живые люди, мужчины и женщины, покрашенные в белую краску. Они, когда граф гулял в саду, часами должны были стоять в своих позах, и горе той или тому, кто пошевелится".

    Градус реализма зашкаливает, не правда ли?
    Живых людей раздевали, обмазывали краской и ставили на постаменты вместо статуй.
    Так жило большинство наших предков, и Пушкин в своих произведениях правдиво излагал это параллельное существование в одном государстве двух народов - господ и их рабов.
    "Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
    Надежд и склонностей в душе питать не смея,
    Здесь девы юные цветут
    Для прихоти бесчувственной злодея".

    Александр Сергеевич видел это бесправие собственными глазами.
    И как господа, словно восточные эмиры, создавали из своих же соотечественников гаремы.
    И как непокорных крестьян пороли, что было для некоторых сродни смертельному унижению.
    Конечно, царская цензура вымарывала правду.
    Стихотворение "Деревня" было опубликовано, но не полностью, в 1826 году. Естественно вторая часть текста о рабстве была не допущена к печати.
    Надо сказать, благодаря книге В. И. Семевского "Крестьянский вопрос в России в 18 веке и первой половине 19 века", я узнал, что Пушкин еще не раз, в своем творчестве касался такого факта, как рабское бесправие в Российской империи.
    Но постоянно наталкивался на цензуру.
    Например, в первоначальном варианте повести "Дубровский" Александр Сергеевич рассказал о помещике Троекурове как о владельце гарема, состоящего из крепостных девушек. При издании повести эту часть текста удалили.

    Резюмируя скажем, что жить в современном обществе, где правят деньги, и все мысли подавляющего большинства людей сконцентрированы только на них, помогает надежда и стихи Пушкина:
    "Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!"

    Так и будет, Александр Сергеевич...

    63
    949