Рецензия на книгу
Я, Клавдий
Роберт Грейвз
Аноним9 октября 2020 г.Идущие на смерть приветствуют тебя!
Это гладиаторское приветствие отлично подходит и к моему отношению к книге. Тем, кто, как и я, не в состоянии держать в голове десятки имён сразу, причём имена эти по большей части либо одинаковые, либо близкие в написании, рекомендую при чтении держать под рукой верные орудия - ручку и блокнот. Только с их помощью можно хоть как-то организовать этот чудовищный хоровод имён и родственных связей. С последним у знатных римлян просто беда. Такого количества своих и усыновлённых детей, при этом не только племянников-племянниц, включая внучатых, но и состоящих в дальнем родстве, в одной семье мало где встретишь. Вот, например, род Юлиев-Клавдиев. Это же чёрт знает что такое! А ведь есть ещё и посторонние люди, которые так или иначе участвовали в жизни императорского дома...
Но понятно, что это всё не в качестве претензии к книге, ведь историю целой эпохи невозможно описать в рамках трёх-пяти персонажей. Просто надо иметь в виду, что актёрский состав тут многочисленный и пёстрый. Кроме того, автор всё же старался облегчить читательский труд, вводя героев постепенно и довольно подробно описывая обстоятельства их появления. Роман же представляет собой длинный и скрупулёзный рассказ от лица самого Клавдия, который он начинает издалека - со своей бабки и деда, то есть с эпохи правления императора Августа, в которую он родился и рос. Затем он плавно переходит к описанию своей взрослой жизни, и тут речь уже об императорах Тиберии и Калигуле. Клавдий, будучи не совсем здоровым ребёнком, рос в стороне от политических игр и не рассматривался семьёй как возможный преемник императора. Вероятно, это спасло ему жизнь в той кровавой гонке за власть, которой отличалась вся эта семейка.
Книга увлекательная, да. Несмотря на огромное количество персонажей и событий, читается взахлёб. То есть это настоящая художественная история. Конечно, вымысел тут преобладает, но основные факты соблюдаются неукоснительно. Античные авторы обычно описывают Клавдия как слабого и безвольного. Вместе с тем историки отмечают, это относится скорее к последним годам правления, когда власть, под напором амбициозных и ужасных жён императора (Мессалина, а затем Агриппина), ускользала из его рук. У Грейвза, который заканчивает свою книгу на 24 января 41 г. - дне, когда после убийства Калигулы дворцовая гвардия объявила случайно найденного и немого от страха Клавдия императором (а сенат эту кандидатуру потом поддержал), понятное дело, Клавдий ещё другой. У него уже есть те самые черты, которые отметили историки, но они пока имплицитны. Какой простор для воображения! И Грейвз тут не ударяет в грязь лицом.
Ну и конечно, книга содержит массу так любимых мной исторических подробностей, включая даже вымышленные. Триумфами и свадьбами, наверное, уже не удивишь тех, кто читает книги про Рим, а вот спор Поллиона и Ливия, римских историков того времени, умиляет до улыбки Чеширского кота. Интересна история тайного архива одиозной Ливии, у которой все документы были зашифрованы с помощью первых ста страниц Гомеровской "Илиады", интереснен предсмертный диалог Ливии и Клавдия, где она исповедуется внуку, интересны взаимоотношения в римской армии, освящённые в главах про Тиберия и Германика, интересны взгляды на брак в разных слоях общества. Вот например, в знатных семьях новоиспечённая жена попадала в полную зависимость от главы семьи. А в менее аристократических семьях женщина могла законно выйти замуж и при этом остаться независимой и держать под контролем собственное добро, если она гоговаривала себе в качестве особого условия, что три ночи в году она будет спать вне стен супружеского дома - это лишало мужа права смотреть на неё как на свою собственность.
В общем, всё тут интересно.
942,1K