Рецензия на книгу
Обрыв
Иван Гончаров
Elemental24 мая 2012 г.Обрыв - это метафора страсти. Страсти, сжигающей до пепла, яркой, как вспышка, но настолько же короткой. И не факт, что на руинах былой любви воскреснет феникс. Чаще всего сердце остается опусташенным, и лишь только ветер гонит перекати-поле по закаулкам души. Так стоит ли даже смотреть на дно обрыва, чтобы потом мучительно падать, и, может быть, уже никогда не подняться наверх?
В этом романе И. А. Гончаров скурпулезно проделывает доскональнейшую работу - описывает все проявления такого человеческого чувства, как любовь, классифицирует ее, раскладывает по полочкам и все же не забывает о самих объектах поклонения.
А сами герои просто великолепны, что, впрочем, характерно для всей русской классической литературы. Я где-то прочитал, что в этом романе у Гончарова нет ни одного похожего женского образа. Но это не совсем так. Здесь нет и ни одного похожего мужского образа! Все люди в этой книге, вплоть до последнего крепостного, показались мне настолько индивидуальными и проработанными, что, бывает, диву даешься писательскому мастерству.
Характеристика основных персонажей:
Борис Райский. Бесплодный мечтатель, одержимый одной единственной мыслью - красотой и поклонению ей. За воздушными замками и бесполезными прожектами, будь то хоть новая картина, роман или скульптура (на самом деле везде он полная бездарность, и ни одна из его грандиозных работ не доходит до логического завершения), он прячет свою собственную ненужность и бесполезность. В нем Гончаров показал еще один вид обломовщины, но более возвышенный. На самом деле все та же безидейность, все тот же делитантизм. Но и он, несмотря на свои дурные качества, вызывает скорее улыбку снисхождения, а не порицание за свои искренность и доброту.
Марк Волоков. Символ всеотрицающего революционного нигилизма. Он все время обличает пороки старого строя, но не предлагает взамен ничего нового. У него нет никаких ценностей, таких как семья, честь и долг, так как он считает их отжившими понятиями, которые нужно оставить в прошлом, дабы не отягощать ими будущее. Вооружившись учениями самых прогрессивных философов того времени, своими смелыми идеями он привлекает
Веру - холодную и спокойную девушку, которая ничего не хочет больше, кроме как личной свободы от своих родственников. Ухаживания Райского и его предложение "сгореть в страсти" она не принимает, ведь ей хочется одного - создать хорошую, крепкую семью. Но ни тот, ни другой не могут ей этого предоставить. На моральном "обрыве" Веры и строится весь роман. Как бы ее не прельщали идеи, описанные Волоковым, покой она находит только у своей бабушки,
Татьяны Марковны. Она отождествляет собой старую-добрую помещечью Матушку-Россию. Ее старые идеалы, приметы, вековые мудрости воспевает автор. Один из центральных персонажей для понимания слов Гончарова.
Писатель использовал свой роман в политической борьбе против социалистов. Мол, пока у нас такие люди, все будет в России хорошо. И не даром он говорит, что лицо у нашей страны - бабушкино.
Флэшмоб 2012.
1395