Рецензия на книгу
Revenger
Alastair Reynolds
Аноним2 октября 2020 г.Чернеет парус одинокий
Аластер Рейнольдс - производитель книг на твердую четверку, - которая есть среднее арифметическое великолепных футурологических находок (триумфальная 5) и картонных персонажей (тусклая 3). Один из его знаменитых романов Город бездны - ярчайший тому пример: крышесносительные урбанистические панорамы и миллион красочных подробностей сочетаются с никакой мотивацией персонажей, - включая главгера, не дотягивающего даже до картонки и волочащегося по сюжету, как ошметок целлюлозы. В «Мстительнице» с персонажами получше (твердая тройка, может, даже с плюсом), но расклад прежний: главное для Рейнольдса - мир, сцена, антураж, интерьер, декорации, идеи, - люди же плетутся в хвосте этого великолепного кортежа. Но и это более чем неплохо! Рейнольдс - астрофизик, видит мир в масштабах богов и таким его нам показывает, легко манипулируя миллионами лет и лиг. У Рейнольдса неповторимая писательская манера, его невозможно ни с кем спутать, он создает уникальные миры. Поэтому, хотя я никогда особо не переживала за его героев (впрочем, в «Мстительнице» эмоционально вовлеклась) и после каждой книги устаю, но читать его буду и дальше (с перерывами).
Еще одна особенность произведений Рейнольдса, помимо мощной фантазии, - это многомерность. У него никогда не бывает однослойного сюжета, всегда закручен клубок идей. Про мир «Мстительницы» невозможно рассказать в паре предложений. Это, безусловно, космоопера, но (авторы текста на обложке правы) космоопера постмодернистская, поэтому содержит массу отсылок. Первая - нам представлен мифологический универсум, далекий от идеи прогресса, воплощающий миф о золотом веке. Всё главное тут случилось за миллионы лет до, и теперь история движется по спирали - от одного Заселения квазипланет, до другого. Наша звезда по имени Солнце называется в этом мире Старым Солнцем (ибо свет горний ослабел). Всё старое - лучшее, причем ценность старого - отнюдь не в антикварном статусе, а в том, что старые вещи - более качественные. Нового же ничего не производится. Вторая референция - к классическому приключенческому роману про пиратов. На это указывает масса деталей: и время повествования - 1799 год (от начала очередного Заселения), и наличие парусников (космических, с фотонными парусами), и наименование «космоплаватели», и движущая сила экономики: хранилища сокровищ прошлого - шарльеры (название отсылает к аэростатам XVIII века). Шарльеры с их таинственными вещами (космический вариант Зоны Стругацких) привлекают космоплавателей, рискующих жизнью, дабы отщипнуть от сокровищ золотых веков. И, конечно, наличествуют собственно пираты - кровожадные грабители под черными парусами и под предводительством Босы Сеннен, грозы и ужаса всея космоса. Еще одна ниточка клубка - тема пришельцев, раскрытая лишь немного, но достаточно для того, чтобы показать - там бездны тайн.
На персонажах и сюжете особо не останавливаюсь, т.к. это не самая сильная сторона романа. Однако, как уже замечено, в «Мстительнице» с эмоциональной частью обстоит дело лучше, чем в ранних вещах (сравниваю с теми, что читала - Пространство Откровения , Город бездны , Префект ). История превращения робкой книжной девочки в стальную космическую волчицу отнюдь не лишена интереса, местами даже претендует на пронзительность. Мне, например, понравилось, что героиня привязана к роботу.
20654