Рецензия на книгу
Distress
Greg Egan
ElenaKapitokhina30 сентября 2020 г.Осознав, что предложенная в подборке книжка Игана – последняя часть трилогии, я конечно же начал с первых двух. Трилогия оказалась не связанная, или с весьма условным объединением на основе более чем общей тематики – развития относительно близкого будущего.
Друг другу эти три варианта будущего не противоречат, они вполне могли бы следовать один за другим. Однако если в первой части был прекрасный мозговыносящий сюжет и не было прелестей писательского искусства, во второй авторские таланты уже начали проявляться, и в результате вышел очень даже неплохой сплав хорошего сюжета и его подачи, то в третьей что-то у Игана пошло наперекосяк…
Начало было завлекательным и остроумным, профессия гг имела большой потенциал для раскрытия сюжета: ведь репортёр-оператор в одном лице по долгу службы может сунуться куда угодно. И действительно, пока он делает свою «Мусорную ДНК» (это название фильма), мы узнаём как минимум две интересные вещи. Первая – с места в карьер, так сказать, предисловие ко всему роману – это стандартная практика временного оживления убитого для допроса об обстоятельствах преступления. Учитывая то, что книга выпущена в 1995 году, а телесериал «Мёртвые до востребования», где весь сюжет завязан на временном оживлении мёртвых для допроса,— лишь в 2007, следует думать, кто-то из сценаристов почитывал Игана. Вторая интересная вещь – любопытный прожект одного из персонажей документалки гг, сообразившего заменить в своём организме (а также в организмах своих родственников) аденин-тимин-цитозин-гуанин на другие четыре основания, благодаря чему их организмы перестанут быть объектами для земных бактерий и вирусов, ибо таким образом они просто-напросто исключаются из экологической цепочки.
Но дальше… Дальше следовал какой-то местами затянутый голливудский блокбастер. Ни в одной из его первых двух книг трилогии не было драк, погонь, разрушений, наносимых невидимым гигантским насекомым, конечно, роботом, конечно, цифровым, однако – война, дрязги, брызги, постап…
Затянуто было и с интригой. Читатель, берущий в руки книгу с названием «Отчаяние», будучи уже с первых страниц введённым в курс дела, что таково название новой эпидемии, вынужден раздражаться до самого конца, пока не поймёт, как тесно события в книге связаны с этим «отчаянием». Да, в этом вся интрига, но раздражает знатно. А зачем раздражать клиента?..Абсолютно лишними, неуместными и совсем не связанными с сюжетом, а то и вовсе от него отвлекающими мне показались пространные рассуждения о разнообразных половых ориентациях будущего, а также рефлексия гг о его вступлении в… гм… половую… или точнее, полубесполую связь с асексуалом. Создаётся впечатление, что у Игана был некий госзаказ на определённое количество страниц, потом это количество в заказе резко увеличили, раз, этак, в пять, и он начал вплетать в ткань повествования ВСЕ теоретические измышления, посетившие его просветлённый ум за последнюю минуту. Что-то более, что-то менее связно. Так или иначе, «Отчаяние» в моей памяти распадается на чётко очерченные, хорошо друг от друга отделяемые куски. Ни с первым, ни тем более со вторым романом дилогии такого не происходило, они были продуманы от и до, а любая мелочь тесно связывалась с массой других мелочей.
Что же касается основной, глобальной связующей идеи (а в том, что идей у Игана много, и все они – одна другой зубодробильномозговыносящее – можете не сомневаться) — я её не понял. Или не поверил. Или не смог представить. Нужное подчеркнуть. Опять же, если во второй книге изящная, парящая в воздухе идея о создании новой, замкнутой, вечно существующей вселенной вызывала у меня вопросы лишь в отношении того, на какой, собссна говоря, материальной базе она создаётся, то здесь теория о том, что вся вселенная возникает и заканчивается в тот миг, когда её всю объяснит ключевая фигура, ну… если кто-то сможет объяснить мне, каким образом это связано с наукой – буду премного благодарен. Пока что мне эта теория представляется чем-то мифическим. Впрочем, возможно, мне стоит порыться в поисках ответа на данный вопрос у самого Игана – ведь написал же он эссэ-пояснительную записку к первой книге трилогии…
Несмотря на все недочёты, эта книга стоит неизмеримо выше книг всех других читанных мной фантастов, кроме не менее зубодробильномозговыносящего Винджа, тоже математика-программиста, так же строящего свои миры на базе сетевых технологий.
И читал её (как и всю трилогию) зачитавший «Пламя над бездной» Винджа мой любимый Оробчук. Жаль только, что без муз.сопровождения! Ужасно жаль. А то глядишь, я бы ей и девятку бы натянул:)16335