Рецензия на книгу
Деревья умирают стоя
Алехандро Касона
Аноним6 сентября 2020 г.Перед лицом правды жизни
Я не люблю пьесы - они для меня слишком набросковы, слишком схематичны (недаром ведь данный вид драматургии создавался как план-сценарий для постановки на сцене театра, теле- и радио-спектаклей). Я люблю ощущать прочувствованность героями происходящего, спорить в своей голове с тем, как персонаж "нарисован" - вот вижу таким, а не эдаким. Пьесам же даже приходится в обязательном порядке дописывать жанр, в котором исполняется* сюжет - ведь они не обладают собственной стилистической и чувственной наполненностью - это сухой шаблон для проявления мастерства играющих, проживших роль персонажа, актеров. По сути, пьеса - всего лишь не отличающийся хотя бы какими-то признаками, пусть и отрицательными, фундамент, на основании которого "расцветает" мощное, ветвистое здание-дерево, живущее и распускающееся благодаря мастерству тех, кто план-схему превратил в жизнь.
Но каждую постановку не посетишь, не услышишь, а пьеса позволяет окунуться, абстрагировавшись от чертежности и макетности, в суть произведения, дорисовывая образы в своей голове. Главное - проникнуться смыслом происходящего, перестав циклиться на структурности, алгоритмичности и прочих математических характеристиках пьесы. Поэтому иногда я все же берусь за драматургические произведения, чтобы познакомиться с новыми фабулой, философской идей и очередным напоминанием о то как часто непредсказуемо выражаются в жизни прорисованные в наших головах совсем иначе последствия.
С первого же шага в "Деревья умирают стоя" мы попадаем в "смесь конторы и антикварной лавки", являющейся, однако, вовсе не убежищем "шайки, ложи или тайного общества, похищающей людей или являющейся притоном бандитов либо сумасшедшим домом". Это волшебное место - всего лишь благотворительная, так сказать, организация. Всего лишь, но и аж, поскольку люди, в ней трудящиеся занимаются "благотворительностью духа, заботясь о том, чтобы осветить жизнь человеческую тайной и надеждой, осуществить чью-то мечту, подарить прекрасные воспоминания". На каждый товар найдется свой покупатель - и совсем не обязательно, что придет он за приобретением осознаннно и целенаправленно. Так и в благотворительную волшебную организацию попадают те, кого сюда привела судьба - например, Бальбоа, боящийся, что его старушка жена не переживет печальной правды об их внуке - сначала непорядочной жизни, затем неожиданной смерти.
Ради бабушки разыгрывается целый спектакль, который "на входе" направлен на то, чтобы избавить старую женщину от лишних забот, а на выходе оказывается полезным каждому из участников действий. Ни один не выйдет после звонка таким же, как был, никто не останется не изменившимся, каждому придется встретиться с правдой лицом к лицу и принять решение, что же делать с непрошеной истиной дальше. Наверное, в этом заключается и вся наша жизнь, которая состоит не в результате, а в пути к нему, не в покое, а в переживаниях и преградах, находящихся к нему на дороге. Проблема - двигатель развития души и духа... Иначе придется умирать, "как умирают деревья: стоя и молча, и никто не вспомнит о нем..."
103714