Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О любви и смерти

Макс Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июля 2020 г.

    Альфа и Омега, Intro и Outro

    Сны наяву, свои-чужие фантазии, маленькие питейные в городских закоулках, несбывшееся и его власть, вещицы с туманным прошлым, и, кстати, сами туманы — здесь всё, за что так любим Фрай.

    Книжка-перевёртыш, похожая на аудиокассету: чтобы послушать сторону Б, надо перевернуть со стороны А и перемотать при необходимости. Распределение этих рассказов внутри сторон вообще похоже на музыкальный альбом. Со стороны любви первый рассказ, "Кот Елены", явно выбивается стилистически, да и тематически, пожалуй, тоже, хотя в общее настроение попадает 100%. Заключительный рассказ той же стороны, "Это я", похож то ли на эссе, то ли на мантру, то ли на дневниковую запись в стиле свободного письма, хотя тот же самый Фрай. Диалог, который на самом деле два монолога, и монолог, который, кажется, не вполне монолог. Intro и Outro как они есть.

    Со стороны смерти тоже есть Intro: эссе "Утренняя гимнастика", пара страниц для пробуждения "улыбчивых утренних утопающих" (с). А есть ли Outro — неизвестно, да и нужно ли оно смерти?

    И это не последний вопрос. Такой еще есть: а по какому принципу в какую сторону пошли треки... простите, рассказы?

    Читала, высматривала, оценивала и взвешивала, но ответа не нашла.

    (Внимание, будет намёк на спойлер!)

    Так, например, "Ссыльный пятнадцатый принц" — явно не о смерти. Напротив, здесь Фрай использует одну из своих коронных идей: стоит людям поверить в придуманный мир, как он обрастает плотью, ещё и в гости заглянет. Это даже не воскрешение, это про воплощение.

    Столь же непонятно мне расположение рассказа "Царская весна". Ну, чудеса, ну, туманы, а костлявая-то где прячется? Тем более, что сказка там тоже оказалась живее всех живых.

    Отдельно отмечу по-настоящему жуткий рассказ "Капуста!", который про несвою_ жизнь. Наверное, это даже больше про смерть, чем сама смерть.

    Очень неуютно. Рада была, что рассказ закончился.

    К стороне любви тоже есть ряд вопросов. В первую очередь потому что там умирают столько же, сколько и в другой части книжки, да и любви, и близости, и теплоты по ту сторону было вдоволь.

    Где принцип? Я хочу разгадать!

    И переставляешь потом со стороны на сторону, пока плёнку не зажуёт.

    (Внимание! Незначительный, но спойлер!)

    А может, это зеркало. И стоит смотреть на то, что каждый рассказ похож на своего собрата в отражении другой стороны. Я это заподозрила, когда читала упомянутого "Ссыльного пятнадцатого принца" и идущую за ним "Кайпиринью сердца", ловя смутные флэшбеки в сторону "Сказок про атамана Щуся". Ну похоже ведь, хотя совсем другие люди, места и судьбы.

    Кого-то мы оживём, кому-то мы приснимся.

    Ещё подозрительнее: в "Царской весне" ползёт туман, полный чуда. В зеркально расположенном "Стрэнжырз инзынайт" ползёт туман, полный опасностей.

    Кажется, пора снова крутить книжку в руках. Со стороны А на сторону Б, со стороны Альфа на сторону Омега. Разгадка близко!

    P.S. Прямая отсылка на Клауса Номи — мёд сердца моего!

    2
    210