Рецензия на книгу
Тошнота
Сартр Ж.П.
Аноним23 июля 2020 г.«Ад – это я».
Одна из самых сложных книг на моей памяти. Книга требовательная, жадная до омерзения. Книга, которая сопротивляется читателю; которая хочет насмехаться над тобой; которая «задирает нос» и заявляет с извращенным удовольствием: «Да ничего у тебя не получится, ничего ты не поймешь, ума не хватит, силенок не хватит!» Закончив с ней, с облегчением выдыхаешь и говоришь: «Я шмог, шмог, невероятно!..»
Не могу описать, до чего измучил меня Жан-Поль Сартр. Из злости на автора меня бросало в безграничное фанатское восхищение. Омерзение к описываемому у меня сменялось пониманием, с мыслью: «Ну словно обо мне написано!» У меня развилась почти физическая тошнота, мне было тяжело возвращаться к чтению и хотелось от книги поскорее «уехать в Америку». Только бы ее в глаза не видеть. Несмотря на оптимистичный финал, в итоге «Тошнота» меня почти лишила воли к жизни. Я мучилась. И все. И все.
I walk a lonely road The only one that I have ever known Don't know where it goes But it's home to me and I walk alone I walk this empty street On the Boulevard of Broken DreamsПерсонаж, которого «тошнит», – это Антуан Рокантен. Человек, если смотреть на внешнее, благополучный. Финансово независим, может позволить себе не работать. Лучшие молодые годы провел в путешествиях по дальним странам. Пережил сильную влюбленность и горькое расставание. И в свои тридцать лет обосновался в скромном буржуазном Бувиле, поселился в небольшой гостинице и сел писать исторический труд о маркизе 18 столетия. Казалось бы, все хорошо у человека, должен быть доволен собой и жизнью. И так и было… пока на Антуана не нашло странное, необъяснимое чувство, и названное им «тошнотой».
«Тошнота» в его понимании – это болезненно-неестественное понимание жизни. Это болезнь, близкая к депрессии, имеющая схожие корни, но в большей степени созерцательная. Проще сказать – болезнь экзистенциальная. На Антуана плохо повлияло его расставание с любимой (та его бросила, не вынеся их «отношений-поединка»). Потом – длительное одиночество, чувство отстраненности от остального мира, острое переживание бессмысленности жизни. Антуана бесит его невозможность понять и осмыслить «существование». Он считает себя «лишним», неспособным к нормальной жизни. Само «существование», из-за того, что существует без внятного смысла, его раздражает.
«…Я существую, потому что мыслю, и я не могу помешать себе мыслить. Вот даже в эту минуту – это чудовищно – я существую ПОТОМУ, что меня приводит в ужас, что я существую».В каком-то смысле «тошнота» Антуана – это нереализованное творческое чувство. Сначала он спасался от «тошноты» в работе, но потом и она отталкивает его; он не может больше писать о «мертвом», о том, чем стать невозможно. Работа Антуана – историческая, а не творческая. Это вызов покойника, а не создание чего-то живого и нового. Книга о «мертвом» не удовлетворяет его сложное творческое чувство. И все же Антуан до последнего цеплялся за нее, потому что «она была единственным, что оправдывало мое существование».
Антуан попытался обрести иную опору в жизни. Может быть, дружба? Или любовь? Но его окружают такие же изломанные, «полумертвые» люди, которые не могут помочь даже себе, что уж о других говорить. Антуан хочет сбежать из своей «тошноты» к другим – но его попытки оборачиваются фарсом. Любовь оказывается чем-то жалким, опошляется глупостью и бессмысленными «философскими» разговорами, в которых влюбленные не слышат друг друга. Дружба раздражает, в ней сплошное непонимание, злость на того, кто так не похож на тебя, кто не может стать тобою; она – сосредоточение бесконечных обид и унижений. Как бы ни хотел Антуан любви и человеческого участия (и пусть он себе потом говорит, что одиночество есть неизбежность), он понимает, что отношения без крепкого фундамента – это путь в никуда.
Чтобы жизнь стала… терпимой… Антуану нужно понять, чего он хочет. Что «тошнота» – это образ нереализованной страсти, и у каждого она своя. «Тошнота» указывает на неправильность, на неестественность твоей нынешней жизни. Антуан хочет написать книгу. Нет, не исторический трактат. Он хочет быть писателем, как Сартр. Непонимание этого – та самая «тошнота». Неспособность прислушаться к себе, именно к себе – а не к остальным «существованиям». Как это написано?.. Сложно, бессюжетно, с дотошностью в описаниях. Местами книга просто физически невыносима; вот бы отбросить ее, открыть окно, подышать свежим воздухом – она же так душит, сдавливает горло! Но желание закончить сильнее желания все бросить – и гори оно огнем! Хотя Антуан в итоге разобрался в себе и поставил себе новую цель, я лично катарсис так и не испытала. Меня в финале уже трясло. Боже мой, отмучилась! Спасибо тебе, Всевышний, книга эта не на 700-800 страниц!..
Читать стоит лишь любителям по артхауса (гарантированное удовольствие!) и литературным мазохистам (вам будет очень хорошо, я уверена!). Я же ставлю «Тошноте» заслуженные семь баллов из пяти и ухожу лечиться (и тихонько вздыхать о гениальной жизни Жана-Поля).1005,1K