Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

S. N. U. F. F.

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним9 февраля 2012 г.

    Предпосылки: 1) Любой креатив "от Олегыча" не скажу, что люблю, но уважаю - это точно!

    2) Понимаю, что на вкус и цвет - все фломастеры разные... Но, по моему мнению, то, что делает Олегыч, с очень большим трудом можно считать "художественной литературой". (Ну, начинайте уже кидаться помидорами!).

    Тексты Пелевина - это, скорее, эдакий театр абсурда, когда на полупустую сцену (на которой минимум простейших декораций; таких, что ни на секунду не забываешь, что это театр, и всё в нём не настоящее) выводятся 2-3 безликих персонажа, наряженных в яркие гротескные костюмы и маски, и невпопад произносят цитаты из великих философских текстов.

    Можно долго перечислять критерии, в соответствии с которыми любой текстовый перформанс "от Олегыча" очень сложно идентифицировать именно как художественное произведение. Давайте, я изложу доводы оккультные ;)))

    Согласно оккультному критерию, текст должен резонировать с каким-либо уровнем психики; доставлять на одном из уровней удовольствие.

    Есть визионерские тексты, которые идеально реконструируют ощущения; воссоздают мир как некое зримое, осязаемое (и т.д.) "сенсорное пространство". Есть тексты, которые аппелируют к каким-либо эмоциям и к воображению. Понятно, что 90% всей художественной литературы самых разных жанров "пасётся" именно на астральном поле (астрал = эмоции + воображение).

    А вот что есть тексты, функционирующие преимущественно на ментальном (и выше) уровне? А вот это и есть Олегыч :) В его книгах нет, например, тонких пейзажных зарисовок (сенсорного уровня), нет "человеческих" правдоподобных характеров, отношений и страстей (астрального уровня).

    Зато есть бесконечное философствование, которое (дабы не вступать в прямую конкуренцию с Хайдеггером и прочими профессиональными дискурсмонгерами :))) разбавляется и маскируется "декорациями". В качестве "декораций" Олегыч традиционно использует стёб, гротеск, словотворчество и прочие фишки своего творческого метода ;) Но стёб, гротеск и т.п. - это всё "от ума", но не "от сердца"... Вот я и говорю - ментальный уровень и выше :)

    Книги Пелевина (и S.N.U.F.F. тут не исключение) - это не художественная литература, это художественная метафизика. Эдакая рассудочно выстроенная из кубиков слов логико-абсурдистская композиция ;)

    3) Как человек очень рациональный, я явно люблю всё рассудочное и тайно обожаю всё абсурдное и дурацкое :) Поэтому (всегда заранее предвкушая результат :)) тексты Олегыча я читал, читаю и буду читать...

    Но... Метафизика (даже художественная) в больших дозах меня утомляет. И потом, есть определенный уровень этой самой метафизики - а Олегыч пишет обычно не круче, чем мы с друзьями-приятелями за рюмкой чая в кухонных дискуссиях углубляемся :)))

    Теперь собственно про S.N.U.F.F. ...

    А) Про какие-либо человеческие характеры и отношения в книге - забыли! Т.к. их там в принципе никогда не было :) Объяснение было выше. Поэтому не надо задавать (себе и окружающим) дебильные вопросы: "А почему резиновая девушка так долго не уходила к молодому орку, если она в него влюбилась по-настоящему?".

    По поводу персонажей, их характеров, сюжетных линий, связанных с отношениями - no comment!

    Б) О чём тогда книга (если герои и их отношения - всего лишь одна из картонных декораций)? Это антиутопия. Олегыч взял несколько современных трендов; гиперболизировал, довёл до абсурда; смикшировал из этих раздутых трендов некий мир будущего.

    Мне лично этот тренд-микс читать было интересно, потому как "в замес" попали тренды не столько технологические, сколько социальные, политические, экономические, идеологические. Каждый из этих трендов изучается вполне серьёзными учёными и институтами, но только писатель может позволить себе махнуть рукой на попытки просчитать эти тенденции, а сразу столкнуть читателя лицом к лицу с уже свершившимся. На мой взгляд (как любителя футурологии ;)) местами получилось до жути правдоподобно! (Силён Олегыч, силён...)

    В) Главная "фишка" книги: сюрреалистическое противостояние двух обществ - людей и орков. Причём, читатель без труда идентифицирует в орках Восток (славянский мир), а в "людях" - Запад.

    Всё, что написано про орков и про "людей" - злая и меткая социальная сатира! Олегыч блестяще препарирует механизмы социального контроля, которые в равной степени делают социальными рабами-марионетками и "злых" орков и "добрых" "людей". Приходишь к очень чёткому осознанию, что т.н. "свободное общество" отличается от несвободного лишь длиной цепи...

    Вообще, в свете последних революционных веяний в России, книга Олегыча подозрительно актуальна :) Он либо провидец, либо чертовски трудоспособный Мастер :))

    При этом он рискует огрести люлей и со стороны наших прозападных революционэров, и со стороны оркоподобных квасных патриотов - т.к. (уж извините за лексику!) обсирает по полной и тех и других, наглядно демонстрирует, что политический процесс в современном обществе - это фарс, и что его итоговые результаты отличаются только способами социального контроля...

    ...В книге есть намёк на решение (бегство; крах привычного мира вследствие роковой случайности-катастрофы), и есть решение - и оно по-прежнему внутри каждого из нас ;)

    ...впрочем, как истинный адепт Пустоты Олегыч не даёт в книге (и не даст никогда :)) окончательного / определенного ответа...

    12
    90