Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Как смотреть на картины

Сьюзен Вудфорд

  • Аватар пользователя
    Uchilka20 апреля 2020 г.
    Глядя на картины с разных точек зрения, можно открыть для себя много нового.

    Милая маленькая книжица, больше похожая на карманный справочник или даже путеводитель: глянцевая бумага, много рисунков, мало текста мелким шрифтом. Но название и аннотация не врут. Это издание действительно для тех, кого привлекает изобразительное искусство, и кто не знает, как и какими словами анализировать работу художников, как говорить о картинах. Конечно, книга этому не научит, она лишь покажет направления, в которых нужно двигаться, чтобы в дальнейшем сформировать навык свободно рассуждать о данных материях. Если вы уже более-менее разбираетесь в искусстве, то вряд ли найдёте тут что-то новое.

    Автор начинает с того, что бегло оговаривает четыре способа восприятия картин, четыре точки зрения, с которых их можно рассматривать:

    • Для чего служат картины: какую функцию они выполняют;
    • Культурный подтекст: что картины могут поведать о своей эпохе;
    • Сходство: понять, насколько картины правдоподобны;
    • Композиция: схематический рисунок, который составляют формы и цвета.


    Для того, чтобы получать удовольствие от живописи, нам не обязательно обладать исчерпывающими знаниями об этих традициях, и всё же чем больше мы о них знаем, тем больше наше удовольствие от искусства.

    И это правда. Чем больше мы знаем, тем больше ценим. Наше знание значимо. Поэтому далее идут главы, посвящённые различным жанрам. Сьюзен Вудфорт бегло рассказывает о пейзажах, портретах, натюрмортах, орнаментах, традиционной живописи, о религиозных сценах и мифологии. Она не даёт никаких справок, не объясняет характерные приёмы, она берёт несколько картин и кратко сравнивает их, обращая внимание на особые черты. Затем автор переходит к таким вещам, как композиция, изображение пространства, формальный анализ, скрытые смыслы и величие искусства, так же кратенько Самое интересное - формальный анализ, представляющий собой набор понятий, сформулированных Генрихом Вёльфлином, оперируя которыми можно выделить и проследить отличительные черты Ренессанса и Барокко. Вудфорт анализирует нескольких картин данных периодов с помощью этих понятий.

    Главную же для читающего задачу:


    Единственный способ перейти от пассивного наблюдения к активному, проницательному видению - это поиск слов, необходимых для описания и анализа произведения искусства.

    книга, разумеется, не решает. Каждый будет искать эти слова самостоятельно. И для этого всё же потребуется кое-какой багаж знаний, который можно приобрести, читая более глубокие книги, посвящённые искусству в целом и живописи в частности. Ну и конечно, посещая выставки, любуясь картинами и пытаясь подобрать для них те самые, нужные слова.

    68
    1,6K