Рецензия на книгу
Как смотреть на картины
Сьюзен Вудфорд
Uchilka20 апреля 2020 г.Глядя на картины с разных точек зрения, можно открыть для себя много нового.Милая маленькая книжица, больше похожая на карманный справочник или даже путеводитель: глянцевая бумага, много рисунков, мало текста мелким шрифтом. Но название и аннотация не врут. Это издание действительно для тех, кого привлекает изобразительное искусство, и кто не знает, как и какими словами анализировать работу художников, как говорить о картинах. Конечно, книга этому не научит, она лишь покажет направления, в которых нужно двигаться, чтобы в дальнейшем сформировать навык свободно рассуждать о данных материях. Если вы уже более-менее разбираетесь в искусстве, то вряд ли найдёте тут что-то новое.
Автор начинает с того, что бегло оговаривает четыре способа восприятия картин, четыре точки зрения, с которых их можно рассматривать:
- Для чего служат картины: какую функцию они выполняют;
- Культурный подтекст: что картины могут поведать о своей эпохе;
- Сходство: понять, насколько картины правдоподобны;
- Композиция: схематический рисунок, который составляют формы и цвета.
Для того, чтобы получать удовольствие от живописи, нам не обязательно обладать исчерпывающими знаниями об этих традициях, и всё же чем больше мы о них знаем, тем больше наше удовольствие от искусства.И это правда. Чем больше мы знаем, тем больше ценим. Наше знание значимо. Поэтому далее идут главы, посвящённые различным жанрам. Сьюзен Вудфорт бегло рассказывает о пейзажах, портретах, натюрмортах, орнаментах, традиционной живописи, о религиозных сценах и мифологии. Она не даёт никаких справок, не объясняет характерные приёмы, она берёт несколько картин и кратко сравнивает их, обращая внимание на особые черты. Затем автор переходит к таким вещам, как композиция, изображение пространства, формальный анализ, скрытые смыслы и величие искусства, так же кратенько Самое интересное - формальный анализ, представляющий собой набор понятий, сформулированных Генрихом Вёльфлином, оперируя которыми можно выделить и проследить отличительные черты Ренессанса и Барокко. Вудфорт анализирует нескольких картин данных периодов с помощью этих понятий.
Главную же для читающего задачу:
Единственный способ перейти от пассивного наблюдения к активному, проницательному видению - это поиск слов, необходимых для описания и анализа произведения искусства.книга, разумеется, не решает. Каждый будет искать эти слова самостоятельно. И для этого всё же потребуется кое-какой багаж знаний, который можно приобрести, читая более глубокие книги, посвящённые искусству в целом и живописи в частности. Ну и конечно, посещая выставки, любуясь картинами и пытаясь подобрать для них те самые, нужные слова.
681,6K