Рецензия на книгу
Женщины Девятой улицы. Том 1
Мэри Габриэль
Аноним18 апреля 2020 г.Отличная работа по истории современного искусства, но не совсем о женщинах, заявленных в названии.
Начнем с пары слов о самом издании: оно на высоте, что и следовало ожидать от МИФа. Если уж совсем придираться, то оригинальное издание было толстеньким томом на 950 стр, а русское издание решили сделать трехтомником, из-за этого все многочисленные ссылки на источники, разбросанные по тексту первого тома, ведут нас в никуда по крайней мере до выхода тома номер 3. Ну и извечный вопрос к изданиям об искусстве — где иллюстрации? Это не вопрос к МИФу — их не было и в оригинале. Не могу сказать, насколько сложно и дорого было бы вставить несколько цветных листов в книгу, но я всегда за иллюстрации в книгах по искусству, особенно в издании об абстрактном экспрессионизме, который визуально — не самое узнаваемое направление, а гуглить огромное количество картин, перечисленных в тексте, — по меньшей мере отвлекает.
Итак, о чем же книга? Как оказалось, она не совсем о женщинах в искусстве, хотя и о них тоже. В этой части автор нам очень хочет рассказать о Ли Краснер и Элен де Кунинг, но получается у нее больше рассказывать о Джексоне Поллоке и Виллеме де Кунинге, более известных на том же поприще мужьях этих художниц. О женщинах, конечно, тоже сказано немало, но автор постоянно срывается в жизнеописание Поллока и де Кунинга и мало говорит о творчестве Ли и Элен, об их стиле, методах и работах — всё больше о том, какими жёнами они были, с кем крутили романы и как взаимодействовали со своими мужьями-художниками. НО большое спасибо уже хотя бы за то, что они представлены в работе, посвященной абстрактному экспрессионизму, ибо отыскать хотя бы строчку о Ли Краснер и Элен де Кунинг в изданиях об искусстве любого объема и размаха довольно проблематично.
Самое же ценное в этой книге на мой взгляд — это то, что автор понятно и интересно рассказывает о зарождении и становлении самого абстрактного экспрессионизма, одного из самых сложных для восприятия направлений, и, что еще интереснее, пытается объяснить рядовому читателю, в чем его суть и ценность для мира искусства. И я бы сказала, что у нее это неплохо получается: она не только рассказывает про само направление, но и про то, как художникам приходилось выживать в то непростое время (Великая депрессия, Вторая Мировая), как они отстаивали свое право на творчество, как доказывали всему миру, что их искусство — новая веха в истории. Всё это читать было очень интересно. Поначалу я всё же записала эту работу в категорию нишевой литературы, предназначенной только для тех, кто интересуется не просто искусством, а именно современным искусством ХХ века, а еще лучше — конкретно абстрактным экспрессионизмом и искусством Америки тех лет. Но сейчас я думаю, что ее можно читать всем интересующимся искусством в целом: вряд ли люди, далекие от этого, вообще возьмут в руки эту книгу, и с нее, конечно, не стоит начинать знакомство с историей искусства, но тем не менее там неплохо объясняется, почему же "каракули, которые и ребенок мог бы нацарапать" всё же являются искусством, какая теоретическая база за всем этим стоит, кто те люди, которые это искусство делали, и самое главное — почему они всё это делали именно так.
Что в итоге? У нас в руках хорошая, интересная и основательная работа об абстрактном экспрессионизме и о творчестве представителей Нью-Йоркской школы, в том числе и женщин. Я бы назвала эту книгу "Становление абстрактного экспрессионизма" или "Движение, изменившее современное искусство", что собственно и является одной из строк подзаголовка книги, но название "Женщины девятой улицы", наверняка, привлекает больше внимания и лучше продается, да и в целом не противоречит содержанию книги, хоть изначально и расставляет немного другие акценты, нежели мы в итоге получаем во время прочтения. Несмотря на это книгой я очень и очень довольна и с нетерпением жду выхода второй и третьей частей!
5768