Рецензия на книгу
Траур - участь Электры
Юджин О'Нил
zverek_alyona14 апреля 2020 г.Юджин О'Нил. Траур - участь Электры
Этот цикл из трех пьес по насыщенности потянет на порядочный роман. Почему, на самом деле, О'Нил не выбрал другой формат, думала я, читая чрезвычайно подробные авторские ремарки с настойчивым рефреном замечаний об особенностях фасада дома семьи Маннон, о похожих на маски лицах членов этой семьи, а также об их поразительном внешнем сходстве. В конце концов, у автора было что сказать - даже в одну пьесу не влезло, пришлось писать целых три.
На самом же деле это был верный формат - как напоминание об античных трагедиях, из которых мы, по большей части, и узнали о проклятии, павшем на голову Атрея и его потомков до последнего колена. Ведь именно эта древнегреческая легенда легла в основу трилогии О'Нила. Да и где как не на сцене показать в полном объеме все те страсти, которые сначала раздирают, а потом и губят одного за другим членов злосчастной семьи?
Я, кстати, была удивлена, что эти пьесы ставились на сцене, причем не один раз. Мне казалось, что формат пьесы - это лишь такой авторский ход. Ан нет, даже фильм сняли (надо, кстати, посмотреть).
Перенеся древнегреческую легенду на американскую почву в 19-й век О'Нил сохранил в своих пьесах не только дух античной трагедии, но и выдал мощный концентрат отношений, которыми уже в 20-м веке так заинтересовался Зигмунд Фрейд: эдипов комплекс, комплекс Электры, и прочее, и прочее - прямо таки иллюстративный материал к учебникам по психоанализу.
Из всех значимых персонажей исходных трагедии только Эриниям, богиням мщения, не выделено в этой трилогии самостоятельного воплощения. Здесь они стали частью главных действующих лиц, их совестью, чувством вины, стыда, обреченности, ненависти и, наконец, их личным безумием - они сами себя карают за свои преступления.
11333