Рецензия на книгу
Милые чудовища
Келли Линк
Аноним7 января 2012 г.Действительно милые, действительно чудовища
С творчеством американской писательницы Келли Линк я познакомилась совсем недавно. Сначала как-то совершенно внезапно наткнулась на сборник «Милые чудовища» в интернете, а вскоре получила его в подарок на бумаге. Несмотря на то, что я предпочитаю электронные книги, мне кажется, что некоторые из традиционных томов-кирпичиков одним своим видом на книжной полке улучшают качество жизни. Например, такие вот красные, с лаконичным оформлением и действительно милым маленьким монстриком на обложке.
Совершенно замечательные произведения, скрытые за ней, в основном представляют собой относительно большие рассказы. Нередко те, кто пытается определить их жанр, используют пугающее определение «фрик-фэнтези», прочитав которое, я поначалу усомнилась, что буду читать такое. Однако же, зря. От шаблонно-карикатурного фэнтези здесь нет ничего: ни одного эльфа или подобного существа, никаких зачарованных мечей и тёмных властелинов. Зато есть психология, мистика, нестандартные персонажи и открытые финалы.
Лично мне очень давно не попадалась в руки настолько впечатляющая книга. И давно ни одна из книг не вызывала у меня столько разных ассоциаций. Не буду останавливаться отдельно на каждом из рассказов сборника. Выделю только те, которые больше всего «зацепили» именно меня.
Первый рассказ под названием «Не та могила!» вызвал прямые и вполне очевидные ассоциации с «Трупом невесты», «Кошмаром перед Рождеством» и вообще со всем творчеством готичного сказочника Тима Бёртона, только оказался ещё более пародоксальным и непредсказуемым. Особенно удивляет и радует финал – своей вопиющей странностью.
«Шляпа Специалиста» – наверно, самый мрачный и непонятный рассказ. Чем-то похожий на обычную детскую страшилку, чем-то на гениальный, но безумный фильм ужасов, а более всего – на завязку самого настоящего кошмарного сна. А сама няня показалсь ещё одним воплощением внучки Смерти Сьюзен из книг Терри Пратчетта.
Повесть «Колдуны из Перфила», самое крупное из произведений в книге, заставило вспомнить «Амулет Самарканда» и одновременно книги Астрид Линдгрен, причём скорее из-за общего настроения, чем из-за сюжета. Из-за того ощущения, возникающего, как мне помнится, у ребёнка, с которым родители впервые в жизни решились заговорить о каком-то сложном и неприятном вопросе из взрослой жизни: одновременно гордость, что тебя сочли достаточно понятливым и умным, желание спрятаться от этого ужаса куда подальше и почти непреодолимое здоровое человеческое любопытство. А фоном для всего служит этакая стимпанковая война, вызывающая в памяти завораживающие и страшные кадры боевых действий из гениального аниме «Ходячий замок».
И, наконец, «Констебль из Абала» – мой личный фаворит. Самая бредовая (и это достоинство) и самая красивая, на мой ненормальный вкус, история любви. Впрочем, об этом рассказе (или, все же, крошечной повести?) сложно сказать хоть что-то, что не окажется спойлером, такое уж это наполненное, как московское метро в час-пик, и запутанное, словно наушники, только что вытащенные из кармана, произведение.
Другие рассказы запомнились меньше, но исключительно из-за моих личных склонностей и пристрастий. Ни один из них не является проходным.
Оценка – пять звёздочек. И много-много плюсов после них. Лучшая книга, которую я прочитала за последний год. Хотела бы написать, что всем рекомендую, но это было бы не совсем верно, книга, в общем-то, «не для всех». В том же случае, если «Милые чудовища» пришлись вам по душе, очень советую познакомиться с более ранним сборником автора «Все это очень странно» . А моё мнение о нём можно прочитать здесь.340