Рецензия на книгу
The Waking Engine
David Edison
Deliann11 ноября 2019 г.Путь «Машины пробуждений» Дэвида Эдисона к российскому читателю настолько же тернист, как и у «Каузального ангела» Ханну Райаниеми. Роман Эдисона анонсировали еще в 2014 году, однако что-то там не срослось, и в результате книга вышла только 2019-м. Но стоила ли она такого долгого ожидания?
Перед нами история американца Купера, который попадает в Неоглашенград, место Истинной Смерти. Дело в том, что со смертью для человека ничего не заканчивается, он продолжает свой путь в иных мирах, перерождаясь снова и снова. Но всему приходит конец, и если ты прожил достаточно долго, то можешь попасть в место, типа Неоглашенграда, где и умрешь в последний раз, уже насовсем. Проблема в том, что в последнее время Истинная Смерть дает сбой, и город все больше наводняют Умирающие, которые не могут умереть окончательно. А еще среди людей распространяется таинственное явление «сварнинг», которое причиняет муки всем, кого коснется. Очевидно, что разбираться во всем происходящем придется Куперу.
Концепция, в общем-то, интересная. Красоты Неоглашенграда восхищают, большинство авторских идей довольно любопытны. Проблема в том, что автору не хватило опыта раскрыть свои задумки в должной мере.
Начнем с сюжета. Строго говоря, «Машина пробуждения» – это роман о «попаданце», причем сам по себе достаточно банальный. Первая половина книги вообще перекликается с историей Маугли, что довольно странно. Судите сами: главный герой попадает во враждебную среду, где он априори слабее всех остальных, там над ним берут шефство сильные покровители (у Купера – это Сесстри и Эшер, у Маугли – Балу и Багира) и начинают учить его жизни в новых условиях, а затем главного героя похищает банда существ, желающая его использовать в своих целях (Бандерлоги и «Отток», соответственно). На этом сходство заканчивается, и я не думаю, что оно было сделано осознанно, но уже понятно, что сюжетная канва не блещет оригинальностью. В книге есть неожиданные повороты, но половину из них легко предсказать, а вторая половина оставляет равнодушным, потому что она касается персонажей.
Да, с персонажами тут все плохо. Купер, Сесстри, Эшер и почти все прочие действующие лица - картонные донельзя. Автор регулярно наделяет их все новыми и новыми чертами характера, которые то противоречат старым, то вообще проявляются один раз за книгу и о них все забывают.
Возьмем Эшера: крутой здоровяк, голыми руками способный раскидать целую толпу врагов, иногда циничный, частенько думающий о сексе (строго говоря, в разной степени сексуально озабочены тут почти все персонажи, даже прожившие несколько тысяч лет). В какой-то момент Эшер, желая спасти Купера, попадает в западню, затем встречает своего старого друга/врага и происходит вот это:
«– Не это я имел в виду, – скорбно покачал головой Эшер. По лицу его струились слезы. Он пролил их столько, что по их волнам можно было бы отправиться в плавание…»Затем Эшер начинает рыдать. И это единственный раз, когда этот персонаж проявляет сентиментальность такого уровня. Зачем вообще было рыдать остается вопросом.
Теперь перейдем к Сесстри. Ее внешний облик автор описывает нам четыре раза глазами трех персонажей. И три описания из четырех подчеркивают ее опасность и сексуальность. Зачем так на этом акцентироваться – не понятно. Хотя автор в целом любит самоповторы, у него одна и та же мысль может звучать из уст разных персонажей по три-четыре раза.
Ну и Купер. Главный герой получился самым неинтересным во всей этой компании. Все что про него можно сказать – он полноватый мужичок из Нью-Йорка, который половину книги распускает нюни и подтупливает, а вторую половину книгу внезапно эволюционирует в крутого мужика и дерзит всем налево и направо. Он не вызывает сочувствия, а когда понимаешь, что его постоянно оберегает воля автора, пропадают и малейшие опасения за его судьбу.
Интересная задумка была с персонажами второго плана, которые являются реальными историческими личностями. По крайней мере было любопытно взглянуть на Клеопатру и Никсона под другим углом, вот только вставляет слишком много землян в свой сеттинг Мультиверсума, который не предполагает подобного из-за своих масштабов. В результате основная задумка громаднейшей метавселенной не работает, потому что все выглядит слишком местечковым, а насчет главного зла сильно сомневаешься, что оно может угрожать хотя бы целому миру, не говоря уже о Вселенной или Мультиверсе.
При этом есть второстепенные и третьестепенные персонажи, которые у автора получились интересными. Наверное, потому что им уделено не так много внимания. Образ главного зла сам по себе хорош, образ Теренс-де-Гиса получился забавным, образ Чезмаруль запоминается. Еще в романе есть неплохой почти детективный подсюжет с происходящим под Куполом. Как раз он содержит и интригу, и интересных персонажей.
Про язык повествования сказать можно только то, что он не представляет из себя ничего особенного. Хотя временами в тексте можно наткнуться на пассажи, в духе:
«могучие мускулы его разума сжались в том смысле этого слова, что был недоступен пониманию смертных».Подобное мне, как простому смертному, видимо тоже недоступно пониманию, но такое встречается не часто.
В романе есть любопытные идеи. Есть живые персонажи. Но это все тонет под грудой самоповторов, картонных героев и весьма слабого сюжета, который в итоге даже не на все вопросы дает ответы. Более того, про часть проблем автор как будто забывает, и они так и остаются просто фоновым шумом.7627