Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Yesterday

Фелисия Йап

  • Аватар пользователя
    Аноним24 октября 2019 г.
    Мелочи копятся. Обиды копятся.
    Копятся эти долбаные воспоминания.

    Главным плюсом этой книги лично для меня стала вовсе не детективная интрига, которая, что бы там ни писали в других отзывах, не имеет ни одной логической нестыковки (просто нужно читать внимательнее и не обращать внимание на детектива, который тут служит не столько следователем, сколько функцией продвижения по путеводной нити чужих воспоминаний).
    Тем более этим плюсом не является очередной заход на тему семейных драм и постукивающих костяшками в шкафу скелетов, когда муж годами по мелочи унижал жену неуважением, а она теперь вынуждена мучиться вопросом, не он ли грохнул свою тайную любовницу.
    Всё самое важное, на мой взгляд, скрыто в глубине - в фоне, на котором происходят события, и в мыслях, которые возникают в связи со всем этим.

    Фелисия Йап сотворила восхитительную штуку.
    Она воспользовалась яркой оберткой модного со времен всяких "Девушек в поезде" бытового отношенческого триллера, но упаковала в неё нечто гораздо более серьезное - рассуждение об избирательности памяти, возможных манипуляциях с ней и мелочах, из которых складывается наше отношение к людям.
    Ради этого ей пришлось прибегнуть к смелому шагу: ввести в узнаваемый современный мир один мощный фантдоп - потерю памяти всеми гражданами после определенного возраста.
    (Если кому-то хочется придраться, почему всё происходит именно так, сначала разберитесь с тем, почему, к примеру, клоун в "Оно" Стивена Кинга вылазит из своей канализации ровно раз в 27 лет, а потом возвращайтесь и обсудим тему того, что порой надо просто принять правила мира, изначально заявленные автором, и не искать им объяснения в случае, если всё остальное в них логично вписывается.)

    Итак, в книге Йап мы имеем не просто забывчивое народонаселение, но общество, разделенное на классы, между которыми, как водится в человеческом социуме, сразу возникает пропасть.
    Моно помнят только один день своей жизни (вчерашний) и утрачивают долговременную память в 18 лет (всё, что произошло с ними до наступления этого возраста, нормально сохраняется и используется).
    Дуо, которых среди людей всего 30%, помнят целых два дня и позже впадают в беспамятство, только к 23-м годам. Это дает им возможность получить нормальное образование, наработать больший культурный и прочий багаж и вообще ставит их в заведомо более выгодные условия существования.
    Отношение к моно как к гражданам второго сорта проявляется в основном в мелочах, в бытовом снобизме, однако и здесь накал неприятия достигает такого градуса, что рискнувшие попробовать себя в литературном творчестве моно вынуждены собираться тайно, дабы избежать насмешек и издевательств со стороны самодовольных дуо.

    Однако "Вчера" - это не только острая социалочка на тему тотального социального шовинизма, ищущего себе проявление даже в безоблачном обществе беспамятливых счастливчиков.
    Роман до краев наполнен деталями, каждая из которых заставляет задуматься о наших отношениях с собственной памятью и её влиянии на наши поступки.
    Возьмем хотя бы специально изобретенное Стивом Джобсом устройство "айдай" - цифровой аналог дневника, в который каждый человек записывает то, что считает нужным сохранить в памяти.
    Тут вам и мысли о ненадежности бумажных записей, и о том, сколько впечатлений необходимо доверить дневнику, чтобы потом вспомнить самое нужное. Адекватность поисковых запросов (читай - отбора информации), чтобы найти в дневнике необходимые сведения. Законодательно установленные правила доступа к чужим дневникам в соотношении с тайной частной жизни. Заявленная в рекламе устройства возможность "последующего редактирования". Понимание того, что "факты из прошлого - это проклятие, особенно когда оглядываешься и понимаешь, что все можно было сделать намного лучше".

    Всего один фантдоп, а спорить с друзьями о его реализации и последствиях подобного можно еще пару дней точно.
    Проверено - и с большим интересом и удовольствием.


    Память равна фактам, которые ты решила в ней сохранить. Мы все - жертвы предпочтенного нами прошлого.

    Приятного вам шелеста страниц!

    35
    821