Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Silence Once Begun

Jesse Ball

  • Аватар пользователя
    russischergeist7 августа 2019 г.

    "На пришествие героя"

    Вы имеете право замолчать. Навсегда

    Стивен Кинг "Безнадега"

    Что для меня детективное расследование Джесси Болла? На что похожа эта книга? Вы удивитесь, обычно я сравниваю свои эмоции с материальными вещами, текстом стихотворения, материальными предметами, математическими формулами, картинами или портретами, рекламным слоганом или квновской шуткой. В этот же раз мне пришла в голову только одна отчетливая ассоциация. Это - ... музыкальное произведение мастера российского классического минимализма Владимира Мартынова! А это произведение называется "Этюд "На пришествие героя". Вот, послушайте...

    Завораживающе, не правда ли? Хоть здесь совсем нет откровенной трагики и нет богатых лирических оттенков - чистый минимализм - новое направление классики, выделившееся порядка пятидесяти лет назад, где мы, концентрируясь при прослушивании произведений, уже рады минимальным сдвигам в их мелодике.

    Вот именно такое произведение и написал Джесси Болл. Шаг влево или шаг вправо - расстрел! Ведь журналист провел свое собственно расследование судьбы одного преступления, раскрытого много лет назад. История из ряда вон выходящая (если в нее до самого ядра "вкопаться"), и от результата расследования волосы буквально встают дыбом. Дело происходит в совсем другой стране с другой культурой мышления и менталитета - Японии (автор - австралиец). Понятно, что автор, докопавшись до самого конца этого случая не стал "работать на сенсацию", а написал документальный роман, где все имена и названия специально изменены, что не "травмировать лихо". Подошел к лирическим и трагическим частям бережно, а сложные элементы изобразил в виде сухих стенограмм, интервью, отчетов.

    Именно в такой подаче материала имеется и необычность всего произведения, что коренным образом отличает представленный детектив от аналогов жанра. Здесь нет превношения своего мнения, нет собственных домыслов, нет описаний мучений или природы, нет откровенных триллерных "завлекаловок". Все истинно, минималистично по своей природе, вот потому Мартынов со своим "героем" пришелся мне по душе в ассоциации с этой необычной книгой.

    Да, хочу сказать, что этим и отличается издательство "Корпус"! Умеют они подобрать и издать совершенно необычные книги, не похожие ни на что-то традиционное. Чем я часто и соблазняюсь, читая такие издания. Удивить удалось. Осталось только объяснить, понравился ли мне подход автора? Если точно знать, что в таком ключе пишет Джесси Болл всегда (а на английском языке имеются пяток других произведений автора, недоступные русскоязычному читателю), но можно было бы оценивать его работы относительно, а так я вынужден "работать в абсолюте", сравнивая свои ощущения с другими своими ощущениями после прочтения других детективов. Скажу точно - лично меня не захватило.

    Только:
    а) поразила необычная подача материала
    б) понравилась атмосфера написания, где в каждом интервью чувствуется "восточность" словесной мелодики - роман действительно получился японским
    в) понравились философские вставки интервьюируемых, хотя следовать им, так скажем, совершенно не положено, но мы понимаем, что именно эти праагматичные рассуждения могут достойно "рубить правду-матку"
    г) в итоге получилась удачная задумка, осужденный молчал до своей смерти, но, оказывается, можно все же через это молчание восстановить истину

    Но все эти положительные аргументы смогли поднять оценку только на один балл - не больше. А все почему - я лично усмотрел в истории всю возможную мрачность в повествовании классического Камю или Кафки. Автор неявно навязал мне отношение к истории и как Камю требует подчиниться сделанному открытию.

    Ну, а Игорь Князев, начитавший этот детектив, как всегда, был на высоте, браво! Несмотря на смешанные чувства при прослушивании книги, пытался растягивать удовольствие при одностороннем общении с чтецом.

    49
    1,5K