Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обломки

Жюльен Грин

  • Аватар пользователя
    Аноним6 августа 2019 г.

    «Семья всегда будет основой общества».
    Оноре де Бальзак

    Герои романа Жюльена Грина - Филипп Клери, сын крупного промышленника, 31 год; Анриетта, его легкомысленная жена, 29 лет; апатичный Робер, их десятилетний сын и незамужняя сестра Анриетты Элиана, которой тридцать два года (а не тридцать, как она всем говорит) - в буквальном смысле обломки одной семьи. Несмотря на кровное родство, совместное проживание и ведение общего хозяйства, назвать персонажей романа семьей можно разве что с юридической точки зрения: как зарегистрированный социальный институт. В психологическом плане отношения между героями книги определению «семейные» решительно не поддаются. Анриетта никогда не думает о Филиппе, Филипп постоянно думает только о себе, маленький Робер расплачивается «долгими часами скуки за совершенную им оплошность - родиться на свет божий», а Элиана… с Элианой ситуация самая запутанная. Между сёстрами, женой и мужем, родителями и сыном нет ни духовной, ни эмоциональной близости, нет и ответственности друг за друга. Пожалуй, мысли о самоубийстве в сочетании с сильнейшим страхом смерти - это единственное, что объединяет взрослых героев романа. Распад семьи Клери находится в той стадии, когда каждый её член завороженно наблюдает за «процессом умирания» (и семьи, и своим собственным), но сделать что-либо, каким-то образом помешать процессу уже не в состоянии.

    А зрелище, надо сказать, жалкое. Упадок ощущается буквально во всём: в мыслях – пустых и бессодержательных, в чувствах – заторможенных и противоестественных, в праздном образе жизни, в безволии и бессилии, в том числе в интимной сфере (у Жюльена Грина от читателей секретов нет), в отсутствии интересов и увлечений. Даже в искусстве еды Клери ни на что не способны. Каким был «обычный» обед у Форсайтов! Суп – «прекрасный, хотя чуточку и густоватый», рыба – «чудесная дуврская камбала», сухое шампанское, отбивные котлеты, жареные цыплята, салат, спаржа, затем на десерт яблочная шарлотка и «стаканчик хереса к сладкому», французские маслины и русская икра, немецкие сливы, а после обеда подавали «египетские сигареты в серебряном ящичке». Ни в какое сравнение с этим великолепием не идёт второй завтрак Филиппа Клери: «кусочек мяса, чуточку зеленого горошка без масла и поджаренные длинные хлебцы, которые обманывают голод, а толщины не дают». И дело вовсе не в желании Филиппа сохранить фигуру, и тем более не в стремлении к экономии (финансовое положение Клери более чем хорошее и его устойчивость сомнений не вызывает). Проблема - в неумении получать удовольствие от чего бы то ни было. И если справедливо утверждение, что эстетическое наслаждение, радость от обладания неодушевленными и одушевленными предметами, удовольствие, получаемое от употребления пищи, напрямую связаны с представлениями человека о ценности объекта удовольствия, то можно сделать вывод: для членов семьи Клери ничто не представляет ценности, включая их собственные жизни.

    Филипп, глава семьи, бродит по ночам вдоль Сены в поисках сомнительных приключений. Его жена «прячется» от равнодушия мужа и тирании сестры в выдуманном романтическом мире. Элиана… об Элиане даже говорить не хочется. Так и мучаются несчастные Клери, раздумывая, "возможно ли убить себя только потому, что тебе скучно". "И всяк зевает да живёт — И всех их гроб, зевая, ждёт»…

    23
    459