Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Императрица

Шань Са

  • Аватар пользователя
    Аноним27 июля 2019 г.

    Книга посвящена царствованию первой женщины-Императора У Цзэтянь (Свет) 624-705 годы нашей эры (вторая половина 7 века – начало 8 века), основательницы династии Чжоу, на ней же, увы, прекратившейся. Настоящее имя ее мужа – Гао-цзун (Маленький Фазан) (его отцовское имя – Ли, по ходу, один из моих предков), ее сын Будущее – Учжун-цзун, тот, кто сверг мать и унаследовал страну, восстановив отцовскую династию Тан, ее последний сын – Солнце, Жуй-цзун, тот, кто свергнет брата. Оба они погрузят остатки династии Тан и страну в пучину раздора, междоусобиц и, по сути, все, что делала их мать, ими будет уничтожено.
    Интересно, что история Императрицы НЕ начинается с ее рождения и НЕ заканчивается ее смертью – история, которая рассказывается самой У Цзэтянь, бывшей наложницей Императора Тай-цзуна из династии Тан тянется далеко за эти, казалось бы, естественные пределы человеческой жизни. И это меня радует.
    Что меня огорчило, так это то, что все старания этой женщины пошли насмарку. Тех, кого она пыталась спасти – убили, те, кого она любила, - ее предали, те, на кого надеялась, – покинули ее. Обидно, знаете ли. И в итоге с ней, как с Хатшепсут, поступили несправедливо – все ее деяния очернили, заслуги уничтожили и память о ней либо вообще не сохранилась, либо сохранилась в весьма исправленном виде. А ведь именно она дала шанс людям со всех концов Поднебесной прийти к Чаше Вместилища Истины и вложить туда записку с предложением или жалобой, именно благодаря ей люди из низов получили право сдать Императорский Экзамен и достичь вершин карьеры, именно при ней процветала страна, поэты и музыканты создавали прекрасные произведения, женщины имели шанс достичь чего-то и не ломали свои ноги бинтованием, и кроме того, в этот период как раз и установилась удивительная китайская религия их смеси даосизма, конфуцианства и буддизма. Пожалуй, У Цзэтянь, как и Хатшепсут – пример для подражания, по крайней мере с точки зрения женской судьбы.
    Пожалуй, самый неоднозначный и печальный для меня момент – это один из последних ее указов в Храме Предков, где она, следуя закону, вынуждена приказать внуку и племяннику покончить с собой за нарушение Закона, понимая при этом, что лишает себя наследников и наносит сама себе страшную рану в сердце. Тут мне ее искренне жаль. Но тут она император, а не мать, бабушка и тетушка.
    Безмерно жаль мне и последних трех ее любовников - Письмена Верности, Простоту и Процветание. Первый, любя и не дождавшись ответа, кончает с собой, принося в себя жертву величию своей госпожи. А двое последних вообще погибают просто потому, что Будущее решил захватить власть поскорее (что-то подобное я видела в «Списке Ланъя») – вообще ни за что погубили юношей, которые опять же всеми силами старались всего лишь любить свою госпожу. Собственно, с советниками, верными Императору У Цзэтянь, поступят точно так же. Внутренняя борьба за власть в Китае выглядит столь же страшно, как и в Османской Империи, и в России, и в Европе. Лес рубят – щепки летят.
    В общем и целом впечатление от книги, с одной стороны, приятное – удивительно красивый мир Внутреннего Дворца описан тонко, осязаемо прямо. С другой – столько жестокости и боли, что пойду-ка я почитаю что-нибудь милое…

    6
    723