Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Смысл ночи

Майкл Кокс

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июля 2019 г.

    Ars longa, vita brevis est

    Приятно вспомнить в час рассвета
    Слова забытого поэта

    Майкл Кокс, как любезно сообщает нам предисловие к изданию, англичанин, изучал филологию в Кембридже, любил викторианскую литературу и составлял антологии рассказов того периода. Пережив тяжёлую болезнь, написал свой роман о прошлом.
    Очень книжный роман, исповедь незнакомца в забытой, затерянной рукописи найденной в бутылке, о любви, предательстве и мести.
    Создавая свою вымышленную историю автор множеством ссылок и подробностей привязывает её к прошедшему времени, к старому Лондону, также как лиллипуты связывали Гулливера сотнями своих тонких нитей. Делая вымысел реальным, создавая литературную реальность которая могла бы быть правдой. И структура книги, книга в книге, с предисловием некого вымышленного редактора, который высвечивает очередную связующую нить, создаёт такой милый эффект присутствия.
    И Дата в самом начале рукописи сразу фиксирует историческое время, Крымская война, лорды Реглан и Кардиган, которые стали одеждой, история с гибелью их лёгкой кавалерии. И далее даты и названия улиц, названия трактиров и гостиниц, тщательно выверенные по календарю и картам придают истории черты реальности. Хотя часто я не обращаю внимания на даты в книгах. И бесконечные вешки в виде книг: у каждой упомянутой в тексте книги есть примечание с годом издания, издателем, кратким описанием внешноего вида, и чуть ли ни ценником, плюс половина героев страстные библиофилы и собиратели библиотек, этот книжный мир порой кажется готов поглотить всё повествование и оставить лишь бесконечные пыльные полки с ценными переплетами.
    Сама история рассказана занимательно, начинается в переулке, под названием дворик Каина, куда завёл главного героя клубок прошлых поступков. Да, очередной Раскольников пытается доказать всему миру, что право имеет и в конце раскаивается в своей вере не в Бога, а в Рок. И перед читателем постепенно распутывается этот клубок, не всегда ровно и быстро. Много лирических отступлений и бесконечных часто повторяющихся описаний, которые замедляют сюжет, но придают повествованию литературную правдивость.
    Я почитала немного о викторианской литературе и в романе Майкла Кокса увидела некоторые характерные черты книг того времени, помимо известных имён. И сюжет с таинственным рождением, мотив мести и всемогущей судьбы, фатализм, и множество масок, которые носят герои, где в каждом докторе Джекилле прячется свой мистер Хайд, и Лондон во всем его ужасающем и прекрасном величии. И расцвет нового мира машин. Не зря главный герой увлёкся фотографией.
    Конец логичный, но досадный, раскрывает все карты, но не восстанавливает справедливость, как и должно быть. Оставляет такое милое послевкусие будто бы погружения в эпоху, которой давно нет, и которая известна лишь по книгам. Мне понравилось.

    72
    818