Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Плаха

Чингиз Айтматов

  • Аватар пользователя
    ljaljafa25 мая 2019 г.

    Бога нет и не будет? (спойлеры)

    Для меня это в первую очередь богоискательский, богоотрицающий, богообвиняющий роман.
    Бог сдался, или "бог устал нас любить", или бог умер, или бога никогда не было. А как известно, "если бога нет, то все позволено".
    Бога я разумею скорее как высшую справедливость, мировой закон, способный упорядочить хаос человеческой жизни.

    Уже в самом начале романа откровенно проговаривается мрачный настрой автора:


    «Извечная загадка: отчего зло почти всегда побеждает добро».

    И это приговор всему миру, всей истории человечества, в том числе двухтысячелетней истории христианства. Ничего оно не добилось, ничего не смогло. Во всех трех историях "хорошие" герои терпят фиаско.

    Первая история: Авдей как новый Христос. Столкнувшись с дьяволом (кстати, Гришан хромой или делает вид, что хромает) и побывав на грани смерти, Авдей воскресает. Ему даруется вторая жизнь. Потом совершается второе пришествие: Христос снова приходит к людям, пытаясь увести их за собой, пытаясь влиять на них разговорами. Но все происходит не так, как написано в Библии. Второе пришествие проваливается, люди стали еще хуже, чем в первый раз, еще злее и разнузданнее. Христа снова распинают, и на этот раз он не воскреснет. Вместо Страшного Суда, которое должен был вершить бог, без суда и следствия происходит убийство самого Христа.

    Вторая история: Бостон как праведник. Трудолюбивый, порядочный, честный. Но тоже нет для него божьей милости, хоть и заклинали они бога, когда молились перед походом в ущелье. После гибели ребенка он обращает к небу свой возглас: "за что?" - но нет ответа. Нет справедливости, нет возмездия виновным. Бостон сам берет на себя функции бога и вершит суд, - потому что бог не работает.

    Третья история: волчица. Попадает под замес большого человеческого мира. Руководима только инстинктивной материнской любовью и как животное невинна, но расплачивается сполна, не совершив никаких грехов.

    Мир лежит на плахе. Лежат справедливость, законность, доброе имя, извечные законы природы. Сам бог лежит, никому не нужный. Топор уже занесен.

    Чувствуется, что книга была написана в 80-е, когда казалось бы такой устойчивый советский мир стал понемногу подтекать. Идеалы обмельчали, люди испортились, началась война в Афганистане, увлечение молодежи наркотиками...

    Два самых светлых места в книге - церковное пение, которое слушает Авдей, и любовь (его к девушке, Бостона к сыну). Вот что могло бы спасти человечество, очистить, вернуть к духовности, - но, увы, не спасает.

    По сравнению с «И дольше века...» роман написан хуже. Нет, словесное мастерство на том же уровне. Но слишком много пафоса. Много проговаривается в лоб. Например, параллель между Авдием и Христом. Или диалог Авдия и Гришана как диалог Бога и Дьявола. Я люблю, когда все изящнее, но это уже дело вкуса. И волчица описана прямо как человек, хотя она животное. Да, материнские чувства у нее и должны быть сильными, но есть ли у нее воспоминания, сны, как пишет Айтматов? Сильно сомневаюсь. Это мне показалось притянутым за волчьи уши.

    13
    3,4K