Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Явилось в полночь море

Стив Эриксон

  • Аватар пользователя
    Аноним23 мая 2019 г.

    Я понял, что я ничего не понял.

    В отличие от большинства современной литературы, претендующей одновременно на философскую глубину и эпатирование честной публики, у "Явилось в полночь море" есть одно существенное преимущество. А именно богатый, сочный, лишь редкими местами перегруженный язык повествования с яркими образами и необычными аллегориями. Без мата и плоских выражений, свойственных книгам нескромным, настойчиво тыкающим в тебя различными половыми органами. Само название уже останавливает внимание скучающего, не знающего чем себя развлечь в этот раз книголюба. С этой точки зрения читать очень приятно, получаешь некое эстетическое удовольствие. Некоторые могут поспорить - книга изобилует откровенными постельными сценами, хотя это даже не плотское наслаждение, а кадры порнографического фильма. Да, если вы ханжа - лучше роман отбросить в сторону, одни эпизоды с висящими на крюках девушками могут оттолкнуть невинных читателей. Но в целом, искушенному человеку ничего нового не откроется.

    Другое дело - о чем читать. И тут уже всплывает вопрос: "А что это было?" И главное, зачем оно было. И тут я уже ответить бессильна, так как здесь сюжет то всплывает на поверхность, то вновь уходит в темные глубины магического реализма. Хотя я бы предпочла использовать какой-то другой термин, потому как нельзя всех разношерстных авторов причесывать одной гребенкой. Пусть будет "современный магический реализм", "урбанистический магический реализм", "реализм хаоса" или как кому больше по душе. Так вот, в те моменты, когда линия повествования плотно цепляется за одного персонажа, мы можем вынырнуть на поверхность бреда и немного проследить за развитием событий. В частности, особый интерес представили история Кристин, девушки, лишенной снов и отправившейся на их поиски, и Луизы, которая не может проложить путь к дочери, исправляя ошибки прошлого. Их линии еще маячат на грани разумного, относительно понятного. Другие же персонажи остаются за бортом, потому что Жилец так и остался для меня неопознанным блуждающим объектом с его календарем хаоса. Календарем, где каждая дата - какое-то ужасающее по своей глупости и жестокости, ироничности событие, которое он еще и присваивает девушкам, в которых через сексуальную связь он вкладывает частичку этого хаоса. (??? если я правильно уловила). Также там был персонаж, который строил карты и выискивал координаты для всего сущего. То есть один делал отметки на временной оси координат, а другой - на географической. Каждый пытался найти что-то для себя или самого себя, или найти этот хаос в себе, или, наоборот, привести хаос в упорядоченное положение...

    Вышеназванные моменты лишь указывают на то, что клубок событий и столкновений я не только не расплела, но и еще больше запутала, поэтому утверждать с уверенностью, есть ли в романе великий Смысл, я не берусь. Ведь после прочтения книги всегда хочется найти в ней какой-то отпечаток своей души, отклик, ответ на что-то свое, нечто важное. А ничего подобного я откопать для себя не смогла - оттого ли, что в этом море не водилось ничего ценного или из-за того, что я только песочек на берегу детской лопаткой поковыряла, а в глубину зайти не смогла. В общем, Мгновения, которое ищут герои произведения С.Эриксона, не случилось.

    7
    562