Рецензия на книгу
Washington Square
Henry James
Аноним10 августа 2011 г.Сказать, что я люблю Генри Джеймса это ничего не сказать. Я тихо обожаю его романы и повести за мастерскую стилизацию, за глубокий психологизм, за умение владеть вниманием читателя, за очень тонкое умение делать ненавязчивые выводы, за язвительность... Американец, который писал, как истинный англичанин.
Главный герой практически всех его романов - это деньги. Деньги во всех их проявлениях: наследство, состояние, драгоценности, трофеи...все, что так или иначе для многих является ''золотой мечтой'', то, ради чего многие продают души и поступаются честью. Обязательно есть богатая и не очень привлекательная наследница с более чем посредственными данными и c более чем обыденной внешностью. ''Негероическая'' героиня. В этом романе дочь известного в Нью-Йорке доктора — Кэтрин Слоупер. Нечем не выдающаяся молодая девушка, чуть флегматичная, не блещущая умом, вполне себе заурядная барышня с приличным наследством.
Есть отец девушки — насмешливый, ироничный, весьма умный доктор Слоупер, который потерял давным-давно наследника своего состояния и горячо любимую красавицу и умницу жену. К огромному сожалению дочь не оправдала его ожиданий и в отличии от матери выросла в ничем не примечательную девушку. И доктор убежден, что ТАКУЮ девушку могут пожелать в жены исключительно из-за наследства... Есть привлекательный, остроумный и легкомысленный охотник за невестой. Морис Таунсенд, претендующий на чувства и состояние Кэтрин Слоупер. Есть тетка Кэтрин , вдова — миссис Пенимен. Весьма романтичная выдумщица не первой молодости. И кажется, что все банально просто в этой истории с охотой на наследство: либо женится и с особым удовольствием будет проматывать состояние жены, изменяя ей с более свежими и симпатичными барышнями; либо просто, не выдержав несговорчивости отца, отступится, бросит и найдет новый объект для охоты.Но Генри Джеймс является мастером психологических изысков и этот роман не исключение. И в какой-то момент поединок между властным и ироничным отцом, - который, безусловно прав в своих выводах насчет мистера Таунcенда, - и мистером Таунcендом, который весьма изыскано и умело проводит осаду ничем не примечательной девушки; так вот этот поединок в какой-то момент становится поединком между отцом и дочерью. Три абсолютно эгоистичных человека, каждый из которых, безусловно, отстаивает свою правду: доктор Слоупер защищает наследство дочери от проходимца; мистер Таунсенд пытается завладеть девушкой и наследством; а престарелая заромантизированная тетушка пытается осуществить наяву некую запретную историю любви с побегом и тайным венчанием. А разменной монетой для каждого является Кэтрин и вряд ли хоть один из троицы задумался о самой Кэтрин, о ее чувствах, о ее внутреннем состоянии...Простая и бесхитростная девушка, умеющая любить просто и безыскусно, для которой не важно какие цели преследует ее поклонник, не важно какой размер наследства будет у нее в итоге: лишит отец ее денег или нет,- неважно. Для нее важно быть с любящим человеком, но так же важно, чтобы и отец принял ее чувства всерьез. Она, любящая отца и почитающая его, столкнувшись с его жестокостью, ироничностью и нелюбовью к ней как к человеку, к личности испытала глубочайшее разочарование...Такое же разочарование она испытала и от предательства Мориса. И Джеймс на протяжении всего романа очень тонко, словно постепенно раскрывая бутон цветка, рисует нам психологический портрет молодой женщины, её характер и то, как неожиданно раскрывается порой ''заурядная'' наследница...''тугодумка''...Для каждого - доктора Слоупера, мистера Таунзенда и миссис Пеннимен - Кэтрин оказалась шкатулкой с сюрпризом.
Замечательный роман. Такая бескрайняя палитра чувств и переживаний у каждого героя. Обычная история любви под пером Генри Джеймса превратилась в совсем другую историю. А ещё я очень рекомендую фильм Агнешки Холланд ''Вашингтонская площадь''. Прекрасная экранизация.
21967