Рецензия на книгу
Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений
Мортимер Адлер, Charles Van Doren
Аноним5 августа 2011 г.Книга впервые издана в 1940 году, и это чувствуется. Автор излагает очень длинно, к концу – надоедливо, с кучей классификаций, главная цель которых – доставить автору удовольствие нечто проклассифицировать (мне эта страсть понятна, но тут уж совсем как-то за счет читательского времени). Основной упор делается на т.н. активное чтение – т.е. на умение понимать разницу между информацией и знанием и не тормозить на получении первого, активно стараясь добывать второе. Для нынешней аудитории, по необходимости имеющей дело с бОльшими объемами информации – тем более, аудитории образованной - теза эта, в общем, не откровение.
Тем не менее, думаю, каждый что-то полезное из этой книги для себя возьмет.
Мои личные находки:
1. Автор всячески призывает делать т.н. inspectional reading - т.е. прежде чем углубляться в книгу, изучить оглавление, index, прочитать предисловие, даже рекламные слова издателя с обложки. Найти в index-е наиболее часто употребляемые слова, пойти по ссылке и прочитать пару абзацев. С изрядной долей вероятности - станет понятен стиль, уровень, об чем базар, короче. Цель - отфильтровать то, что читать не будете, с бОльшими основаниями, и не тратя время на погружение в книгу. А если все-таки читать станешь, то этот обзорный взгляд - тем более не помешает.
2. Довольно интересно автор говорит о том, почему в собственой книге не только можно, но и нужно оставлять пометки, читать с карандашом, разговаривать с автором, включаться в процесс этого общения, становиться реальным - интеллектуальным, а не только финансовым - владельцем книги. Много приводит разных нюансов, эту мысль утверждающих. Мне понравилось. Хорошо снимает зажимы воспитываемого у нас с детства совершенно иного отношения к книге – когда чистые, без помарки страницы, как раз считались правильным, уважительным отношением к книге.
3. Как читать очень сложные книги, которые "не идут". Правило - прочесть до конца, неважно, с каким процентом понимания. Сначала - прочесть до конца. Никогда не тормозить, не срываться - именно из-за непонимания. Приводит в пример обучение Шекспиру в американских школах - когда методика требует подробного разбора всех нюансов, с самого начала чтения, подряд. В результате, дочитывая Гамлета до конца - школьники уже не помнят, что там было в начале. И как ни парадоксально, сказать, что Гамлета они прочитали - после такого чтения невозможно. В общем, в любом случае – лучше прочитать, мало что понимая, до конца, чем не прочитать вообще, сломавшись на середине. А уже дочитав, хоть как-то - можно и приступить к более глубокому изучению книги.
4. Как поднять скорость чтения. Есть, оказывается, простой способ, а именно - водить пальцем. И вести им слегка быстрее текущего темпа чтения. Подтягивать глаза к этой указке. Постепенно темп поднимать. Автор уверяет, что уровень, когда скорость чтения начнет совпадать со скоростью восприятия текста (понятное дело, более высокой) - поднимется очень быстро.
Ну и еще раз напоминает о том, что скорость чтения - сама по себе - не должна всегда быть высокой, непременно. Зависит от текста - и может, и должна, меняться в течение чтения даже одной книги - для лучшего ее понимания. Это тоже, в общем, с одной стороны - не бином Ньютона, а с другой - все эти курсы повышения скорости чтения и проч. довольно агрессивно толкают идеи о том, что щас вот! на раз! страницу - одним взглядом! И понятное дело, давят на психику. В общем, разумный голос услышать - никогда не помешает.11156