Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в двадцати шести томах. Том 18: Рим

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним2 января 2019 г.

    Роман «Рим» является второй частью трилогии Эмиля Золя «Три города», т.е. своеобразным мостиком между романами «Лурд» и «Париж». Главный герой, молодой священник Пьер Фроман продолжает искать пору для своей христианской веры. Он пишет трактат, идеи которого сходны с христианским социализмом, течением, образовавшимся в XIX веке, и целью своей ставившего слияние христианской догмы и социалистической доктрины. Такой труд, разумеется, не мог заслужить одобрения Римско-католической церкви, а потому, книга Фромана оказалась на грани занесения её Священной конгрегацией Индекса в список запрещённых. Дабы защитить свой труд, объяснить Папе Льву XIII свою позицию, доказать, что данная работа не направлена против официальной церкви, а, наоборот, выявляет лучшие стороны христианства и священнического пасторства: помощь бедным и неимущим, отказ от агрессивной политики в борьбе за власть, в принципе отход от светскости и возвращение в пределы раннего христианского, чистого, учения. Таким образом, Пьер Фроман приезжает в Рим, но аудиенции у Папы добиться оказалось не так легко. В это время священник знакомится с великим городом, посещает множество мест, наполненных тенями многовекового былого величия, наблюдает за жизнью папского двора. Одновременно на глазах Пьера разворачивается драма аристократической семьи Бокканера, древнего рода, угасающего, но не желающего смириться с изменениями обстоятельств. События разворачиваются в конце XIX века, когда Рим был захвачен молодым Итальянским королевством. Ватикан не желает расставаться со светской властью, и это противостояние Святого престола и светского государства отражено в трагической истории Бенедетты Брандини и её возлюбленного, двоюродного брата Дарио Бокканера. Бенедетта замужем за графом Прада, представителем Итальянского королевства, иначе говоря, ненавистным ей северянином. Но девушка не допускает к себе мужа, поклявшись в верности Дарио. В трагедии Бенедетты, Дарио и графа Прада, Эмиль Золя показывает то самое противопоставление всего устаревшего, непреложного, упрямого и нового, сильного, иного.

    А тем временем, Пьер Фроман, ожидая аудиенцию у Папы, всё больше погружается в тонкие хитросплетения интриг Ватикана. Молодой священник понимает, что все его гуманные воззрения, которые, по идеи, должны разделять все служители церкви, здесь, в этом тысячеликом городе никому не нужны. Истинные ценности веры потонули в напускной мишуре и внешнем блеске. В конце концов, разочаровавшись в церкви, Пьер обращается к науке, в ней лишь видя возможность улучшения мироустройства. С такими мыслями герой возвращается во Францию.

    В романе мало действия, поэтому любителям активно развивающихся событий явно не сюда. К тому же, роман очевидно антиклерикальный, наверное, и это не всем понравится. Единственное, что я бы всё-таки посоветовала Пьеру Фроману, так это разделять церковь, как институт, и веру. Но ситуация Пьера, конечно, усугубляется наличием сутаны, которую он носит. Весьма интересный роман, на мой взгляд, любопытно, к чему всё-таки приведут душевные метания героя.

    4
    557