Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Плоть

Жулиу Рибейру

  • Аватар пользователя
    Аноним28 декабря 2018 г.
    Дружбы между людьми разных полов не бывает, если только они не перестали ощущать себя мужчинами и женщинами.

    "Нет, это не Рио-де-Жанейро", - говаривал Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. Вот и я в растерянности. А как же "Рабыня Изаура"? Неужели "Плоть" родом из той же жаркой Бразилии, где в лесах много-много диких обезьян? Но это правда, оба романа об одном и том же месте, написаны примерно в одно и то же время. "Изаура" пера Бернардо Гимараенса, пятого председателя Бразильской академии литературы, вышла в 1875 году. "Плоть" Жулиу Рибейру, горячего поклонника Эмиля Золя и начинателя бразильского натурализма, в 1888. К слову, в этом же году в стране официально отменено рабство.

    Но оставим неунывающего Остапа Бендера и страдалицу Изауру. Всё-таки "Плоть" - серьёзная заявка для бразильской литературы. Сам Рибейру в предисловии к книге говорит, что собирается написать всего лишь скромный этюд в духе натурализма. "Вам, - обращается Рибейру к своему кумиру Эмилю Золя, - невозможно подражать. Вами можно только восхищаться". Но он скромничает, у него всё получилось. Не оборвись его жизнь так рано, может быть мы бы увидели бразильских братьев и сестёр Ругон-Маккаров.

    В отличии от насыщенности текста (о чём позже), сам сюжет, как водится у натуралистов, прост. Главных героев в основной истории всего трое: юная сирота Ленита, матёрый Барбоза и его престарелый отец, на фазенде которого разворачиваются события. В фокусе - взаимоотношения Лениты и Барбозы. Они тоже очень просты и предсказуемы, но мастер Рибейру создал из них настоящую поучительную сказку для взрослых, где на фоне дикой бразильской флоры и фауны кипят нешуточные страсти.

    Тут все борются и друг с другом и каждый сам с собой. Зов плоти очень силён. И ещё вопрос: что вообще противопоставляется - снова разум и чувства или разум и тело? Видимо, борьба идёт на всех фронтах, а природа тем временем мстит тем, кто нарушает её законы. И потом, стоило ли героям учиться, получать образование, проникаться научными идеями и при этом отходить от нравственных норм? Нет, наука без гуманизма - это зло, все знают. В чувственной сфере Рибейру предвосхищает теорию Фрейда. Его Ленита, мучаясь от сексуальной неудовлетворённости, переживает настоящий кризис. Истерики страшны, и автор ничего от нас не скрывает: ни самого мучительного вожделения, сводящего девушку с ума, ни, как следствие, оторванных в порыве злобы птичьих лапок.

    Сцены охоты в этом жанре тоже отличаются жестокостью. Человек - царь природы, и потому она должна ему подчиняться. Каждый выстрел, каждый трупик животного является лишь данью человеческому превосходству. Борьба за существование выливается в утверждение главенствующей роли. Настрелял корзинку экзотических птиц - ты король, можешь спать спокойно.

    И ещё невозможно обойти тему рабства. Если Гимараенс, открыто выступающий против этого пережитка, изображает рабов в основном добрыми богобоязненными людьми, то Рибейру показывает, что они такие же твари божьи, как и все мы. Он не возвышает свой голос в пользу аболиционизма, он просто говорит о том, что природа наделила нас всех в равной мере, причём упор делает как раз на тёмную сторону натуры. В результате мы видим жуткие сцены ненависти внутри поселения рабов.

    Если говорить о тексте как таковом, то он, безусловно, яркий, сочный под стать дикой природе. Многочисленные описания родной Бразилии, подробно, в мелких деталях, с кучей метафор и сравнений. И всё же не могу сказать, что в восторге от "Плоти", даже близко нет. Но не могу и не признать вклад автора в развитие литературы родной страны. Кроме того, натурализм Рибейру обладает особой привлекательностью, потому что имеет свои собственные латиноамериканские корни, питающие другую культуру и другой менталитет. Колоритно, одним словом.

    38
    2,5K