Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Как стать писателем

Юрий Никитин

  • Аватар пользователя
    AleksandrMironenko63529 октября 2018 г.

    Писать может каждый!

    Первое, что нужно уяснить – эта книга не учебник. В ней рассмотрены 3 аспекта работы писателя: язык, мифы вокруг профессии, основы произведения. И как раз последний раскрыт очень поверхностно: нет примеров как создавать персонажей, как придумать идею, как строить сюжет и фабулу, драматургию и так далее. Дана общая база: «Основа любого романа новизна темы, идей, образов» и по факту всё.
    Что касается двух других – ситуация намного лучше, однако есть одна особенность –структура подачи материала. Никитин пишет: «литература –не математика, где нельзя перейти дальше, пока не зазубришь сейчас, учиться можно блоками» и скачки от одной темы к другой, а потом через десяток резко вернулись к позапрошлой здесь частое явление. Это слегка сбивает с толку, но к такому можно привыкнуть или нужно быть готовым.
    И как раз-таки из-за структуры и авторского стиля, о котором позже, «Как стать писателем» скорее не учебник, а справочник писателя. Потому не надейтесь, что прочтя книгу, вы научитесь писать, однако и безполезной её не назовёшь.
    Скорее, она даст понять, умеете вы писать или нет, наведёт порядок относительно важности каких-то вещей при создании романа, несмотря на скудность раскрытия темы, однозначно даст десятки советов как писать, чтобы не было стыдно, и чтобы издательство взяло роман, научит видеть сорняки, а если начали писать, то укажет чего не надо бояться, а чего нужно опасаться, как раз-таки здесь во всю раскрывается тема языка и мифов профессии.
    К сожалению, все эти советы нужно именно выписывать, иначе есть шанс забросить книгу ещё на старте из-за двух выпуклых особенностей: воды и самовосхваления. Первая, хоть слегка напрягает, воспринимается легко из-за авторского стиля, тут стоит признать, что именно, писать, Никитин умеет: всё лаконично, легко и просто, нет ни ступоров по ходу чтения, ни желания бросить из-за формы материала. Вторая же напрягает сильнее, но большая часть в первой половине и потому, если вы готовы дочитать, стоит просто перетерпеть, и есть ради чего. Рецензент выписал девяносто четыре совета по писательскому ремеслу, от достаточно банальных: «У вас нет причин писать мало и плохо. Вы должны писать много и хорошо». До вполне рабочих: «Был и производные - сорняк» и так далее.
    Однако рецензенту кажется, что у книги была цель не только и скорее не столько научить писать, сколько создать образ успешного писателя, для вдохновения молодого поколения.
    Особенно, на фоне прочитанного. Никитин указал, что основа основ романа новизна трёх составляющих: тема, идея и образы. Если применить эту форму к роману, то с первого взгляда получится, что тема – это литераторство, идея – научить писать, а образ – сам автор, но стиль повествования нисколько не учебный, что опять же доказывает – это не учебник. Он пишет живым, лёгким языком, с долей иронии и задора, и рецензенту кажется, говорит автор от преувеличенной версии себя, создавая образ сверхуспешного писателя, через рассказ эпизодов биографии, о том как он пил, курил, принимал наркотики в качестве эксперимента, и как повезло, что не возникло привыкания, но сломило многих других творцов, как выперли со школы, но это не помешало стать писателем, и другие мелкие детали, что создают образ, именно образ, писателя, который раздолбай, гуляка, скоморох с нехилым ЧСВ.
    Но он стал писателем. Он хотел и стал. И кормился на этом ремесле всю жизнь. И если взять эту гипотезу за истину, по-иному выглядит тема раскрытия мифов, основной посыл которой: «Всё что вы знали о литераторах – ересь! Всё зависит от вашего труда!», тогда и самовосхваление становится литературный приёмом, намеренным раздражением читателя: «Я буду писать насколько крут, а эти молодые заорут – «Достал! Мы будем ещё круче!» - таков мне кажется был план, очень много уделяется времени раскрутке самого себя и того, что Никитин именно пахал.
    А цель – дать импульс для творения, и пару десятков советов чтобы не споткнуться на первых десяти шагах.

    2
    620