Рецензия на книгу
Бегство от свободы
Эрих Фромм
Аноним18 октября 2018 г.Приступая к чтению "Бегства от свободы", я уже знала основные положения теории Эриха Фромма, которую он излагает в этой книге, однако от этого менее интересной она для меня не стала. Суть теории вы можете узнать практически из любой рецензии, я же изложу её максимально сжато. По мысли Фромма, свобода, окончательно обретённая человеком после распада средневекового общества, в связи с давящими на него одиночеством и неуверенностью, становится для него тяжким бременем, от которого он стремится избавиться. Автор выделяет 3 основных механизма бегства от свободы: авторитаризм, чаще всего проявляющийся в том, что человек стремится покоряться сильным и покорять слабых, разрушительность, о которой Фромм говорит совсем немного, и конформизм автомата, когда человек делается в точности таким же, как все остальные. При этом авторитаризм автор видит причиной появления тоталитарных режимов Гитлера и Сталина, а конформизм, по его мнению, характерен для демократических обществ.
Начало "Бегства от свободы" может напугать читателя, не привыкшего к подобной литературе, своей сложностью, однако в целом книга написана достаточно простым языком. Идеи Фромма также довольно просты для понимания, при этом автор проговаривает их из раза в раз, что позволяет не запутаться. Однако простота не делает эти идеи менее важными и глубокими. На мой взгляд, "Бегство от свободы" принадлежит к разряду тех работ, что всегда будут оставаться актуальными.
Хотя большинство идей Фромма, изложенных в "Бегстве от свободы", за редкими исключениями, показались мне довольно интересными, некоторые из них я отметила для себя особо. Автор трактует реалии нашего мира в соответствии со своей теорией и порой его истолкования выглядят очень необычно.
К примеру, грехопадение и изгнание из рая является для Фромма отдалением человека от природы, обретением им свободы, началом человеческого мышления.
"Действуя вопреки приказаниям власти, грехопадение в своём позитивном человеческом смысле есть первый свободный поступок, другими словами, первый человеческий поступок."Но первое же свободное действие влечёт за собой страдание. Свобода пугает человека. Таким образом, едва обретя свободу, человек начинает стремиться избавиться от неё, вернуться к навсегда утраченным "первичным узам".
Как студенту-историку, мне было интересно познакомиться с трактовкой Фроммом такого явления, как Реформация. Согласно его теории, Реформация стала своеобразной реакцией на распад средневекового общества, появление у человека большей свободы и - бегством от этой свободы к Богу и сильным мира сего. Небезынтересными для меня оказались и рассуждения Фромма о вождях Реформации. Анализируя идеологические установки Лютера и Кальвина, отразившиеся в богословских произведениях, автор переходит к их личностям, рассматривает человеческие качества богословов и показывает, как они (качества) повлияли на ход человеческой истории.
С неожиданной стороны подошёл Фромм к толкованию популярности мультфильмов о Микки Маусе. По его мнению, одиноких, тревожных, обуреваемых чувством бессилия, неуверенных в себе и в своём будущем людей (а таких, согласно теории Фромма, на нашей планете большинство) привлекает сюжет о маленьком и слабом мышонке, которому вечно удаётся избежать опасности, а иногда и отомстить своему обидчику, так как с Микки они ассоциируют себя. Не могу сказать точно, согласна ли я с этой мыслью Фромма, но то, что она крайне интересна, кажется мне бесспорным.
И наконец, в "Бегстве от свободы" мне очень понравились идеи, выраженные в главе "Свобода и демократия". В ней автор пишет о механизме бегства от свободы, который реализуется в демократических обществах - конформизме автомата. При этом "изолированный индивид превращается в автомат, теряет своё "я" и тем не менее осознанно считает себя свободным и подчиняющимся только себе". Такой человек становится частью "серой массы" и...
"...может быть уверенным в себе, только если живёт в соответствии с ожиданиями других. Если мы не соответствуем этим ожиданиям, мы рискуем не только подвергнуться неодобрению и растущей изоляции, но и потерять идентичность своей личности, а это грозит здравости рассудка."При этом, будучи таким же, как все, такой человек изо всех сил цепляется за понятие индивидуальности и желает "отличаться".
Эти идеи Фромма во многом совпадают с моими собственными взглядами на общество, поэтому я была очень рада встретить их в "Бегстве от свободы".
Но были в работе Фромма и несколько идей, которые вызвали у меня сомнения. К примеру, я категорически не согласна с утверждением автора о том, что люди, страдающие обсессивно-компульсивным расстройством, неосознанно сами мучают себя принудительными ритуалами и навязчивыми мыслями, что связано с их ощущением себя как незначительных и неполноценных личностей. Также сомнительной мне показалась идея о том, что сексуальный садомазохизм является одним из проявлений бегства от свободы.
Однако таких моментов было довольно мало, и большинство идей Фромма показались мне очень даже похожими на правду. Как итог, весьма интересная и глубокая теория, достойная ознакомления как можно большего числа читателей.
31,6K