Рецензия на книгу
Хромой кузнец
Мария Семёнова
Аноним13 сентября 2018 г.Хорошая историческая книга всегда говорит о двух эпохах: об эпохе, в которую разворачивается сюжет, и об эпохе, в которую творит автор. Поэтому исторические книги потенциально неисчерпаемы, ведь каждая эпоха по-новому переосмысляет прошлое и расставляет новые акценты.
Поэтому я с большой осторожностью отношусь к новейшим историческим романам. Их авторы претендуют на абсолютную историческую правду в противовес романтическому приукрашиванию прошлого. В действительности же они, во-первых, судят одну эпоху по этическим меркам другой, а во-вторых, переносят на прошлое общераспространённое мироощущение современности. Мы живём в эпоху глубокого кризиса, выхода из которого люди в массе своей не видят, а потому наиболее адекватным современности мировоззрением будут цинизм, неверие в существование объективных истин и восприятие практически всех без исключения людей по природе своей подонками. И превращаются исторические книги в смесь этнографии с чернухой. Я не могу признать это объективным.
Мария Семёнова же человек и автор, сформировавшийся и начавший писать в совершенно другую эпоху. И поэтому она не пытается разрушать романтические иллюзии и рубить правду-матку. Она пытается вжиться в ту эпоху, о которой пишет и увидеть мир глазами человека того времени. Она выбрала для себя сложный и малоизученный период. Ранняя история славян и скандинавов оставила по себе крайне мало письменных источников и потому трудно сказать, как оно там было на самом деле, и нельзя Марию Семёнову воспринимать истиной в последней инстанции. Но мировоззрение древнего викинга и древнего славянина она передаёт хорошо. Она не просто пишет книгу о людях, которые верили в богов и домовых, нет, в её мире боги и домовые существуют, потому что в мире викингов и славян они существовали, ведь люди той эпохи не сомневались в реальности мифических персонажей. В мире её героев степень родства является одним из главных этических критериев, а хевдинги и князья действительно будут достойнейшими среди соплеменников, потому древний славянин и древний викинг видели мир именно так. И потому сколько бы фактических неточностей не находили в её книгах специалисты, они оказываются исторически достоверными. А советское воспитание в стиле «мир устроен празднично и мудро» и «человек – это звучит гордо», позволяет ей не скатиться в чернуху. Она ведь не скрывает отвратительных с точки зрения сегодняшней этики моментов - патриархального рабства, кровной мести, жестокости, грабительского характера походов викингов, охоты. Но он не циклится на них с радостным приплясыванием «смотрите, как ужасен мир и как отвратителен человек», потому что для девятого века это нормально, потому что нет заслуги современного обывателя в том, что мир с девятого века стал гуманней, потому что и в нашем мире много гадостей с точки зрения этики человека тридцать третьего века, так что нечего тут грубых и неотёсанных предков презирать.
Но, естественно, Мария .Семёнова пишет и о своём родном двадцатом веке тоже. Она пишет для людей, заеденных бытом - и пишет им о романтических подвигах их далёких предков. Она воспитана в многонациональной стране, гордящейся своим интернационализмом - и она пишет о естественном мультикультурализме языческого мира, не разделённом на национальные государства и не знавшем конфликтов на этой почве. Она выросла в мире, пережившем две мировых войны - и она пишет о Доме, как надёжном приюте для человека. Она живёт в мире, где человек всё больше становится одинок и предоставлен самому себе - и она пишет о крепости родоплеменных уз. И потому эти книги понятны и нужны современному читателю. И, конечно же, она пишет о любви. Первоисточник «Хромого кузнеца» из Старшей Эдды грубее рассказа Семёновой. Они отличаются друг от друга как отличаются этнографическая народная сказка и народная сказка литературно обработанная. И, черт возьми, красиво ж получилось. Красивая юная история, очень поэтичная и светлая. И эти красота, поэзия и свет – то, что неизменно привлекает меня в книгах Семеновой.91,1K