Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
Аноним1 сентября 2018 г.Сложно что-то писать об этой книге – слишком уж она монументальная, слишком много смыслов в ней заключено, слишком много философских идей и слишком мало сюжета. Она, как намекал автор, обо всём сразу и ни о чём.
Детективная линия часто теряется, тонет в религиозных спорах, описаниях исторического периода, философских рассуждениях. Увлекательность её забивают разговоры о том, смеялся ли Христос, был ли он беден, о ереси и грехе. Впрочем, монахи довольно быстро находят оправдание своим грехам, и делают это так усердно, что порой и вовсе перестают считать их грехами, а ересью нередко объявляется истина, потому что она противоречит мнению авторитетов.
Несмотря на религиозность всех персонажей, несмотря на постоянные упоминания Господа, чьё существование никто и не думает оспаривать, у Эко получился яростный атеистический манифест. Тёмные века у него темны из-за всеобъемлющей власти церкви и господства религии. Властители церкви грызутся друг с другом, собирают армии, обвиняют друг друга в ереси с переменным успехом, а люди для них – «мясо, которое они двигают по своему разумению». Те, кто поменьше рангом, не достаточно влиятелен, свят или удачлив, сколачивают вокруг себя стадо простаков, которых убеждают видеть дьявола во всём – от вилок до женщин, которые все поголовно одержимы дьяволом, сосуды греха и главная причина, почему мужчины вообще грешат. Свет разума не может пробиться сквозь темноту веры, бедность и болезни процветают, страдающее средневековье во все поля.
Автор высвечивает противоречия религии, посмеивается над представлениями о ереси и религиозными спорами. Делает он это добродушно и, пожалуй, даже с жалостью к ещё не развившемуся человечеству. Однако воинствующий антиклерикал, внезапно пробудившийся во мне, всё равно гневно топал ножками и портил удовольствие от чтения.
11940