
Ваша оценкаРецензии
Аноним30 ноября 2025 г.Читать далееВ этой рецензии я предпочла вместо представления своих оценочных впечатлений постараться как можно точнее и объективнее рассказать об учении ранних стоиков на основе этой научной статьи, которая, мне бы хотелось надеяться, сможет заинтересовать и обогатить новыми знаниями. Так же я включила в рецензию цитаты из других работ, чтобы создать цельную картину восприятия этого философско-религиозного учения.
Статья доктора философских наук Столярова А.А. «Хрисипп из Сол» является частью его основной работы «Стоя и стоицизм» и посвящена эпохе раннего стоицизма, тому времени, когда формировались основные положения и догматы учения.
В статье описана жизнь и учение одного из ранних стоиков: Хрисиппа, ставшим ярким представителем стоицизма. До прихода к стоикам он прошел хорошую подготовку в Аристотелевом лицее. Его называли «вторым основателем Стои». Из статьи вы сможете кратко, но, в то же время, достаточно полно узнать об основных составляющих учения.
Хрисипп, помимо того, что упорядочил и систематизировал существующую до него систему знаний, придал ей вид единой стройной системы, значительно развил учение, разработав и описав основные составляющие теории:
- Логику и ее составные части: риторику, диалектику, учение об обозначающем ("грамматику" формальной логики), учение об обозначаемом, учение о познании.
«Верный разум – ведущее начало мира, всеобщий природный закон, предписывающий добродетельные действия и запрещающий дурные. <...> Знанием является то, что способно выдержать всестороннюю проверку разумом».- Учение о физике:
« Космос конечен, целен и устойчив, он – существо разумное, одушевленное и мыслящее <...> Миропорядок периодически гибнет и возрождается. <...> Космический цикл повторяется бесчисленное количество раз. Каждое тело и весь космос – своеобразное «динамическое единство».- Этику:
Конечная цель стоицизма – научить человека «жить согласно с природой и добродетелью». Главная задача этики – искоренение страстей.
«Вредное отторгается, полезное принимается, поддержание своего здорового состояния – первая обязанность разумного существа по отношению к самому себе <...> Удовольствие не является целью живого существа <...> Только нравственно-прекрасное – благо.»Большое преимущество учения Стои заключалось в том, что оно отвечало требованиям среднего человека, было ему доступно и понятно. В стоицизме было больше здравого смысла, чем в существующих в то время учениях.
На первое место стоики ставят упражения в добродетели.
о. Александр Мень: «Людям достаточно быть верными своей природе. Секрет счастья человека в нем самом. Добродетели душа достигает «в силу самой себя». Страсти, которые терзают человека, – сумасшествие, отказ от разума.»Диоген Лаэртский: «Жить добродетельно – это то же самое, что жить, исходя из приобретённого опытом знания того, что происходит в природе <...> Ничего не делая того, что запрещается законом.»
о. Александр Мень: «Теология стоиков – единое Божество одушевляет единый космос. «Сущность Бога – всё мироздание».
Хрисипп: « В самом деле, если в природе существует нечто, чего не могли бы произвести человеческий ум, разум, сила, человеческое могущество, то ясно то, что создало это нечто, лучшее человека. И как его назвать иначе, чем Богом?»
Стоики называют Бога – Логосом – универсальным вселенским разумом. Космос – одушевленное целое, организм. Душа – отторгнутая часть космоса. Из божественного Огня одно за другим выделяются вещества и элементы, эволюция которых созидает вселенную.»
Все возникает и исчезает без смысла и цели. И вот в таком мире задачей стоиков было – научить человека жить правильно.
«Кто своим умом осознал естественный порядок, то уже стал добродетельным.»о. Александр Мень: «Стоицизм во многом соприкасался с учениями Индии и Китая.»
Многобожие (т.к. наряду с единым божеством существовал пантеон богов), цикличность вечного возрождения: «Пройдут века и снова будут Сократ, Платон и каждый из людей с теми же самыми друзьями и согражданами». По мнению стоиков «мироздание не может измениться к лучшему. Оно, во всех отношениях, совершенно, поскольку объемлет всё и нет ничего вне его». Человек должен угасить в себе всякий ропот и не дать частностям отвлечь себя от созерцания Целого. В созерцании он отрешается от временного, смиряется перед величием «лучшего из миров».По учению стоиков: Бог = Судьба = Необходимость. Приемля волю Бога-Природы, мудрец склоняется перед ней с мужественным смирением.
Столяров А.А. «Стоя и стоицизм»: «Стоицизм не поможет и только навредит человеку, которому есть во что верить и есть на что надеяться. Но для того, кому надеяться не на что, учение Стои дарует последнее прибежище, смягчит ощущение трагедии, благодаря тому, что помогает не считать ее трагедией.»
о. Александр Мень: «Стоицизм стал своеобразной формой бегства от мира. До конца последовательный стоик свободен от привязанностей как йог или буддийский монах <...> Он суров, трезв, ничему не удивляется, ничего не страшится. Он равнодушен к любым превратностям жизни.»о. Александр Мень: «Все разнообразие законов и систем правления ничего не значило в глазах стоиков перед фактом единства человеческого рода. Они требовали от греков, чтобы они смотрели на всех людей «как на своих сограждан». Этот проект универсального Космополиса был новым явлением в античной мысли. Он родился в эпоху мировых держав и подготовил почву для идей, легших в основу Римской империи.»
2061